Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: С. В. Михалков «Заяц-обманщик»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Ахмет Загипа Турсынкызы, учитель русского языка и литературы, вторая квалификационная категория, Амангельдинская основная школа, Аккольский район Акмолинская область

Фото с сайта lovledi.ru

Цели урока:

1.Донести юмор сказки до детей, вызвать у них неподдельное веселье, смех и удовольствие от ее чтения.
2.Работать над выразительным чтением сказки.
3.Учить детей передавать при ее чтении различные интонации

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: беседа, чтение с остановками

Ход урока

I. Организационный момент

II. Тема урока

Учитель:  Героем нашего урока будет та, у которой шубка удивительной красы, про ее проказы есть сказки и рассказы. Вы, конечно, догадались, кто это...

Дети:  Лиса!

Учитель:  Какой изображена лиса в сказках?

Дети:  Хитрой, коварной.

Учитель: А как же она этого добивалась?

Дети:  Нахваливала, пела заманчиво, вкрадчиво и говорила «так слаще чуть дыша»

Учитель:  Вот какой мы знаем лису: притворщица, разбойница, плутовка. Лису иногда зовут Патрикеевна, знаете, почему? Давным-давно, лет 700 назад, жил-был новгородский князь Патрикей Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, что с тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем, то и получила отчество Патрикеевна. (Учитель выразительно читает сказку С. В. Михалкова «Заяц-обманщик».

Учитель:  Что показалось смешным в этой сказке? (Дети называют смешные отрывки, учитель их перечитывает.) Что вы узнали? Что поняли про медведя, зайца и лису?

Дети:  Медведь оказался очень глупым и доверчивым, а еще и отзывчивым.

— Медведь подчинился, плясал под чужую дудку.

—  Заяц жесток и бессердечен, очень дерзок. Он притворялся, хитрил.

— Лиса в этой сказке оказалась очень доброй, чуткой к чужой беде, ее хитрость пошла на пользу, помогла медведю избавиться от зайца-трутня.

III. Анализ сказки

Учитель:  Как медведь говорил с зайцем, когда отдавил ему лапку?

Дети:  Он просил у него прощения. Тон был виноватым, медведь говорил просящим, тихим голосом. У. А как говорил заяц с медведем?

Дети:  Жаловался, капризничал, плакал.

Учитель:  Как же он вел себя, когда оставался один?

Дети:  Радовался, плясал и пел, что ловко провел огромного медведя.

(Давая ответы на вопросы, дети обязательно читают эти отрывки.)

Учитель:  Прочитайте про себя следующий эпизод. Каким тоном его нужно читать?

Дети:  Капризным.

Учитель: А как лиса говорила с медведем, с зайцем?

Дети: С медведем насмешливо, а с зайцем ласково, как будто сочувствовала ему, жалела.

Учитель:  Как вы думаете, как следовало бы читать эту сказку?

Дети:  Цепочкой, по ролям.

Учитель:  Давайте прочитаем по ролям. (Дети выполняют задание). Ребята, что напоминает эта сказка?

Дети:  Басню.

Учитель:  Правильно. Но в каждой басне есть мораль — поучение. А где в этой сказке спрятана самая главная мысль?

Дети: «Век живи — век учись» (Учитель открывает запись на доске.)

IV. Итог урока

Учитель:  Кого и за что высмеивает С. Михалков в этой сказке?

Дети:  Он смеется над зайцем, который сначала был героем, добившись этого обманом, а потом струсил. Над простофилей-медведем, неуклюжим, несообразительным, но добрым.

Учитель: А какой изображена здесь лиса?

Дети: В этой сказке мы впервые видим лису, когда ее хитрость и обман помогают восстановить справедливость.

V. Домашнее задание

Учитель:  С. Михалков написал много таких смешных сказок, поищите в библиотеке другие его сказки и прочитайте к следующему уроку.

Категория: