Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: Звук [и] и буквы Ии, Ии. Развитие речи по тексту: «Как папа Карло шил Буратино одежду»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Ландина Ольга Павловна, учитель начальных классов первой категории КГУ «Средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания № 8» г. Петропавловск

Ландина Ольга Павловна

Предмет: Грамота

Класс: 1

Цели:

1) запоминание графического облика букв Ии, Ии, чтение и письмо этой буквы;
2) перевод звуковой схемы в звуко-буквенную;
3) развитие связной речи по тексту «Как папа Карло шил Буратино одежду».

Ход урока:

I. Психологический настрой

Ребята! Готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Итак, внимание!

II. Введение в тему

На поезде Знаний мы продолжаем путешествие в мир звуков и букв. Но путешествовать мы будем не одни. Чтобы узнать, кого из сказочных героев мы возьмем с собой, мы должны провести разминку. На экране зашифровано имя сказочного героя.

1) Что называется речью?
2) Назовите виды речи.
3) Из чего состоит наша речь?
4) Какие знаки могут стоять в конце предложения?
5) Из чего состоит предложение?
6) Что такое слово?
7) Как обозначается слово в схеме предложения?
8) Что нужно сделать, чтобы правильно поставить ударение в слове?

Как зовут героя, который будет с нами путешествовать?

Буратино принес нам волшебный предмет, спрятанный в сундучке. Выполнив задания, мы узнаем, что лежит в этом сундучке.

Задание

Поставьте правильно ударение в имени Буратино.

— Назовите ударный слог.

— На какую букву падает ударение? Найдите местоположение ударного звука в этом слове.

— К какой группе звуков относится этот звук? Почему?

— Приведи примеры разного местоположения звука [и].

Игра

Если вы услышите звук [и] — хлопните в ладоши: ирис, курица, утюг, книжка, цапля, лента, клоун, игрушки, Мальвина, Тортилла, ключик.

III. Введение новой буквы

Звук [и] обозначается буквой и. (На экране буква — Ии. Дети также находят местоположение буквы в алфавите, на ленте букв. Объясняют, почему буква изображена в красном прямоугольнике. Буква отправляется в «королевство гласных». Дети выбирают короля для буквы по цвету платья.

IV. Практическая работа

Загадки

(Дети отгадывают загадки, на экране появляются картинки-отгадки)

1) Часть растения, обычно зелёного цвета. Осенью меняет окраску. Бывает жёлтого, красного, пурпурного цвета. (Лист)

2) Заострённый металлический предмет с ушком для вдевания нитки, употребляется для шитья. Об него можно уколоть палец. (Игла)

3) Тонко скрученная пряжа, которую вдевают в иголку. Они бывают швейные, вязальные, вышивальные. (Нитки)

4) Сосуд (посуда для питья) в форме чашки без ручки. У казахов принято наливать в эту посуду чай и подавать гостям. (Пиала)

— Найдите среди названий данных предметов слово, которое состоит из одного слога и четырёх звуков. (Лист)

— Назовите второй звук в этом слове. Почему первый звук в схеме обозначен зелёным цветом?

— Назовите слово, которое состоит из двух слогов и четырёх букв. (Игла)

— Определи местоположение звука и в слове игла. Дайте характеристику звуку.

— Найдите среди названий данных предметов слово, которое состоит из двух слогов и пяти звуков. (Нитки)

— В какой части слова находится звук [и]? Чем отличается первый звук в этом слове от второго?

(Ударением). Какой общий признак? (Обозначают мягкость согласного звука)

— На экране осталось последнее слово. Из скольких слогов состоит это слово?

— Назови слог, в котором мы слышим звук [и]. Как произносится этот слог? (Мягко)

Вывод: если буква и стоит перед согласной, то она обозначает мягкость согласного звука. (На экране остаются две схемы)

— Ещё раз внимательно посмотри на эти две схемы. Почему в этих схемах одинаковое количество звуков, но разное количество слогов? Сделай вывод. (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Буратино благодарит детей.

V. Чтение слоговой таблицы (Хоровое и индивидуальное чтение таблицы слогов с буквой и).

VI. Физминутка («Буратино потянулся»)

VII. Работа с учебником

— Откройте «Букварь» на стр.8

— Посмотрите на сюжетную иллюстрацию. Узнали ли вы нашего героя?

— Как называется сказка и кто её автор? Каких героев вы ещё видите на этой картинке? Что делает папа Карло? Что лежит на столе у папы Карло? В названии каких предметов есть буква и?

— Расскажите, как папа Карло одевал Буратино.

— Используя схемы слов, данные в книге, составь предложение. (У папы Карло игла и нитки.)

— Сколько слов в предложении? Назови первое слово, третье и т. д. В каких словах есть буква, с которой познакомились сегодня?

VII. Составление звуковой схемы (с последующей проверкой в парах)

(На парте у каждого ребёнка лист с изображением Буратино и готовой схемой к этому слову. Дети выполняют звуковой анализ слова и закрашивают квадратики соответственно произносимому звуку данного слова. Проверка — в парах с опорой на экран. На экране появляется правильное изображение звуковой схемы.)

IX. Работа в прописи (стр.8)

X. Итог урока. Рефлексия

— С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке?

— Какой это звук?

— Какой буквой обозначается звук [и]?

— Как произносится согласный звук, если после него стоит гласная буква и?

(Буратино благодарит детей, открывает сундучок, достаёт золотой ключик). Звучит запись к фильму «Приключение Буратино». Каждый ребёнок получает в награду батончик «Золотой ключик».

Категория: