Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Творческий отчёт учителя начальных классов на тему «Развитие памяти у детей»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Завьялова Гульмира Игибаевна, учитель начальных классов, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Дубровинская средняя школа им. С.Г Гуденко» село Дубровное Мамлютский район, СКО

Фото с сайта s.primamedia.ru

Я начала свою педагогическую деятельность в 1997 году начала воспитателем класса предшкольной подготовки. В 2006 году окончила Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева по специальности «учитель начальных классов». На данный момент работаю по специальности.

Моя методическая тема над которой я работаю с 2009 года «Развитие памяти у детей». В кабинете начальных классов собраны методические пособия, карточки, демонстрационный и раздаточный материал, имеется подборка электронного материала. На своих уроках применяю разнообразные методы и формы обучения, С помощью элементов занимательности и неожиданности формирую у детей прочные знания и умения, направленные на развитие орфографических и вычислительных навыков, снимаю усталость и напряжение. Всё это делает уроки интересными и эмоциональными.

Цель моей работы:

  • научить детей осмысленно читать, говорить и писать
  • обогатить речь учащихся, развивать их понимание и интерес к речи вообще
  • развивать память.

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Современный ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, прежде всего приобретением в ходе учебной деятельности различных способов запоминаниями обработкой запоминаемого материала. Но без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко существенно различаются у учащихся 1–2 и 3–4 классов.

Одной из важных задач учителя является проведение систематической и целенаправленной работы по развитию памяти учащихся. Память слагается из трех процессов: запоминания, сохранения (или забывания) и воспроизведения того, что запомнилось. От того, как было организовано запоминание, зависят особенности и сохранения, и воспроизведения, то есть их прочность, полнота, точность. Над этой проблемой я работаю уже четыре года. И вся моя работа по данной теме была направлена не просто на запоминание определенного количества фактов, а прежде всего на обучение учащихся приемам рационального запоминания с их должной мотивацией.

Приемов развития памяти очень много. Я хочу поделиться теми приемами, которые способствуют более рациональному запоминанию и повышают его результативность. Прием развития памяти — осмысление. Первая задача памяти — это собственно мыслительная деятельность. Школьник должен научиться ставить перед собой сознательную задачу — осмыслить заданное. Сначала устанавливается общий смысл текста. Затем выясняется то, какими способами передано это содержание.

Поэтому нужно учить находить общую мысль в ряде фраз и по этому признаку их объединять. Каждую из выделенных частей нужно тут же озаглавить. Заголовок каждой из частей помогает выделять главную мысль каждой части рассказа. Приучаясь выделять главную часть, дети приучаются к работе над текстом, а не просто к пассивному чтению и механическому повторению написанного, без выделения в нем существенного. Смысловая обработка относится не только к текстам, рассказам, но также и к запоминанию правил по математике, русскому языку. Одним из способов улучшения понимания и запоминания является соотнесение изучаемого материала с ранее изученным. Данный прием называется приемом соотнесения.

Прием соотнесения является одним из видов аналогии — аналогии действия. При этом на основе повторения ранее известного вычислительного случая 4 + 2 выводится способ решения для случая 40 + 20. Аналогично рассматривается вычитание 50 — 30. При таком подходе особенно важно выяснение цели соотнесения и его рациональности.

Самый распространенный прием запоминания в начальной школе — прием запоминания наизусть путем многократных повторений. Этому способствует то, что заучивание часто требуется в начальной школе (таблицы сложения, умножения, все правила, стихи обычно дают заучить наизусть), и то, что ребенку легче пересказывать содержание фразами учебника, чем конструировать свои предложения. Поскольку материала для запоминания каждый раз достаточно много, то способ запоминания наизусть обычно приносит успех в начальной школе.

Развить память помогает также заинтересованность материалом, положительное отношение к запоминанию. То, что понравилось, хочется запомнить. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только специальные упражнения, а формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

Работая над темой, я выделила для учащихся несколько правил тренировки памяти:

  1. Ставь цель запомнить надолго.
  2. Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.
  3. Заучивай с желанием знать и понимать.
  4. Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.
  5. Короткие стихи учи целиком, длинные — разбивай на отрывки.
  6. Заучивай и повторяй небольшими частями — лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  7. Начинай повторять до того, как материал начал забываться.

Людям во всем помогают разные виды памяти, но их надо тренировать и развивать. Приведу примеры некоторых развивающих упражнений и игр, используемых на своих уроках, которые способствуют увеличению объёма памяти.

«Цепочка слов». Учитель называет по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т. д. Затем снова называет первое, второе и третье слово, учащиеся называют их по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова связанные по смыслу, запоминаются легче.

«Повтори-ка!». Учитель называет слово (например, солнце). Ученик повторяет это слово и добавляет другое (солнце, ворона). Следующий ученик, перечислив ранее названные слова, добавляет свое и т. д. Тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутает их порядок, выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется, т. е. у кого лучше память.

«Исчезнувший предмет». На столе ставится несколько небольших игрушек. Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет один предмет и предлагает участникам игры отгадать, какой именно.

«Запомни порядок». Выбирают 5–6 детей. Остальные «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4–5 участников выстраиваются в «паровозики». Водящий должен посмотреть на паровозик одну минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят.

На уроках русского языка целесообразно использовать следующие упражнения.

«Кто больше запомнит». На каждом уроке русского языка проводится словарный диктант. Учитель произносит один раз и больше не повторяет цепочку, например, из трех слов. Затем делает паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Читает новую строчку из трех слов и опять делает паузу. После чего учащиеся каждый у себя и друг у друга подсчитывают, сколько записали слов и проверяют правильность их написания. Диктант надо начинать с цепочки из трех слов. Далее цепочка увеличивается.

«Запомни и запиши предложение». Читаю предложение, записанное на доске вслух, чтобы дети поняли смысл. Дети читают вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам. Читают предложение по слогам про себя. Просматривают его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные. Объясняют все орфограммы (коллективно).

Закрывают глаза и мысленно крупно и разборчиво яркими буквами «пишут» каждое слово ручкой в воздухе. При этом проговаривают трудные слова по слогам. Если учащиеся не уверены в написании какого-то слова, открывают глаза, рассматривают его еще раз и снова проделывают с ним ту же работу.

Запись предложения в тетрадь. Доска с написанным предложением при этом закрывается. После записи предложения в тетрадь доска открывается и задание проверяется.

Данные упражнения не только укрепляют память, но и повышают орфографическую грамотность, увеличивают скорость письма.

Особое место отвожу решению задач. Для индивидуальной работы готовлю дидактический материал, организую дополнительные занятия. В ходе урока даю возможность ученикам побыть «учителем». Ребята — «учителя» самостоятельно проверяют выполнение задания и даже ставят отметки. Это позволяет контролировать ребят, помогает каждому ученику почувствовать свою значимость.

Мною были проведены уроки по математике: «Путешествия в сказку», где учащиеся выполняли такие задания: игра — разминка, «Байга», «Найди пару», «Упражнение на развития ассоциативного мышления». В ходе урока учащиеся повторяли, вспоминали, проговаривали таблицу умножения, что способствует развитию памяти. В своей работе использую элементы современных технологий педагогов новаторов: Н.А Ревина (работа в парах смешанного состава), В. П. Беспалько (разноуровневые учебные задания), Ж.А Караев (педагогические технологии).

Согласно общешкольному плану в конце каждой учебной четверти администрация проводит проверку техники чтения в соответствии требования программы. На протяжении вот уже трех лет веду мониторинг по технике чтения. Результаты радуют и вселяют надежду, что потенциал моих учеников не исчерпан, уровень техники чтения систематически повышается. На уроках литературы, приучая детей отвечать на вопрос четко, высказывать собственное отношения, уметь грамотно составить вопрос к прочитанному, учу их слушать, думать, дополнять ответ. В учебной деятельности и во внеклассной работе помогаю учащимся развивать уверенность в своих способностях, самоконтроль, и, таким образом, сделать их успешными как в социуме, так и в образовании.

В этом учебном году со своей ученицей Ивановой Анастасией мы приняли участие в проектной деятельности и разработали проект на тему «Исследование особенностей коры разных деревьев». Этот проект был представлен на следующих конкурсах: на районном конкурсе научных проектов, на районном семинаре по биологии на тему «Формирование познавательных компетенций через интегрированное обучение естественных дисциплин», на районом конкурсе проектов «Солнечный зайчик», и был положительно отмечен с вручением сертификата. Показателем активной позиции является участие ребят в интеллектуальных конкурсах: «Ак-бота», «Кенгуру», «Золотое руно», «Русский, медвежонок», где проверяются знания, развивается память, расширяется кругозор. Среди участников имеются призеры в конкурсе «Ак-бота» – 2 место Горст Виктория, 4 место – Иванова Анастасия.

Полученные знания в начальном звене мои ученики подтверждают и в среднем звене. Количество отличников и ударников остаётся на высоком уровне.

Подводя итог нужно отметить, что учителю в работе по развитию и укреплению памяти учащихся необходимо учитывать некоторые закономерности запоминания:

  1. запоминание зависит от цели, которую поставил перед собой ученик;
  2. от способа и средства предъявления материала (в начальных классах прежде всего от использования наглядности);
  3. от рациональной организации повторения материала;
  4. в запоминании должны участвовать все виды памяти;
  5. процессе запоминания большую роль играет самоконтроль: воспроизведение вслух, записи, ответы на поставленные вопросы, вопросы самому себе и ответы на них и т. д.

Для улучшения запоминания полезно применять некоторые специальные приемы: составление плана, соотнесение изучаемого материала с ранее изученным и т. д.

Знание этих закономерностей, подробное изучение свойств памяти, приемов запоминания, разнообразие развивающих игр, упражнений позволило мне найти те способы и методы организации работы, которые действительно дают результаты по развитию и укреплению памяти. Прослеживая процент успеваемости и качества знаний за 1,2 и 3 классы, можно увидеть динамику роста этих показателей: и по устным, и по письменным предметам качество знаний учащихся возрастает.

Когда мои ученики были первоклассниками, для развития памяти я использовала такой прием, как заучивание небольших стихотворных текстов, интересных и понятных для детей. Сначала это были двустишия, затем объем постепенно увеличивался и к концу года это уже были 2–3 четверостишия, что для учащихся класса является неплохим результатом. Во втором классе для лучшего запоминания прозаических текстов стала применять способ деления текста на смысловые части. Это и облегчает работу учащихся над текстом и тем самым укрепляет память. На уроках математики при рассмотрении каких-то новых приемов вычислений стараемся составлять схемы, облегчающие запоминание. Очень нравится детям на уроках русского языка упражнение «Запомни и запиши предложение». Оно применяется для развития всех видов памяти, а также повышает орфографическую зоркость. Конечно же, дети не стали писать сразу без ошибок, но их количество, хоть и не намного, но убавилось.

Да и вообще, развивая память учащихся, не следует ожидать мгновенных результатов. Это очень долгая и трудная работа. Но ее необходимо проводить для того, чтобы учащиеся научились управлять своей памятью, сделали ее безотказным оружием, помогающим в работе. Память надо настойчиво развивать, формировать, а не относиться к ней как к врожденной и неизменной способности.

Во внеклассной работе по результатам проведенного рейтинга за первое полугодие 3 класс является «Лучший класс четверти» вручена грамота. Ученики являются активными участниками всех школьных мероприятий: Праздник осени, Новый год, 8 марта, Наурыз; их отличает позитивное отношение к школе и школьной жизни.

Я, как учитель, активно участвую в работе школьного МО, на районом методическом объединении учителей начальных классов, где в мае выступала на тему «Организация летнего отдыха», на августовское совещание подготовила выступление на тему «Основные направления и перспективы развития образования в рамках Послания Президента РК Н.А Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическое модернизация — главный вектор развития Казахстана» 22 февраля участвовала в районной олимпиаде для учителей начальных классов. В период с 2008 по 2013 год отмечена грамотами

  1. в 2009 году благодарственное письмо РОО «За творчество и профессионализм в работе;
  2. благодарность районной профсоюзной организации «За активное участие в районном смотре-конкурсе агитбригад» 2009 год;
  3. в 2011 году благодарственное письмо от администрации Дубровинской средней школы «За трудолюбие и добросовестность в работе»;
  4. в 2011 году благодарность от администрации школы «За активное участие в конкурсе «По традициям семьи»;
  5. в 2011 году награждена дипломом РОО «За активное участие в жизни школы и района»;
  6. в 2012 году награждена почетной грамотой РОО «За достигнутые успехи в образование и воспитание учащихся»;

Имея 15-летний стаж работы в школе, я убеждаюсь с каждым днем: от учителя зависит очень многое. Как, с каким мироощущением пойдет ребенок в жизнь, каким он станет в будущем. Мой труд продолжается в моих учениках: приятно видеть, как они меняются, совершенствуются, становятся образованнее, грамотнее.

Категория: