Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок физики в 8 классе: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Нахатакян Лаура Кадыржановна, учитель математики и физики, первая квалификационная категория, «Приреченская общая средняя общеобразовательная школа» ЗКО Теректинский район, село Приречное

Нахатакян Лаура Кадыржановна

Цель урока: сформировать понятия у учащихся о плавлении и кристаллизации.

Задачи урока:

  • Обучающая: ознакомить учащихся с понятием агрегатного состояния вещества. Дать определение о сублимации и десублимации.
  • Уметь применять при решении задач удельного теплоты плавления.
  • Развивающая: расширение кругозора учащихся, развивать мышление и память учащихся, развитие интереса учащихся к физике.
  • Воспитательная: воспитывать организованность, сознательное отношение к усвоению учебного материала, самостоятельность мышления.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование к уроку: интерактивная доска, графики, учебник, рабочие тетради.

Межпредметная связь: естествознание, математика.

Ход урока:

I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Объяснение нового материала
IV. Решение задачи
V. Закрепление
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание.

I. Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке. Учитель сообщает тему и цель урока.

II. Актуализация знаний

Ребята давайте вспомним

О свойствах тел, вещества которых находятся в разных агрегатных состояниях

1) Газ

  • Не имеет формы
  • Занимает весь предоставленный объём
  • Легко сжимается

2) Жидкость

  • Принимает форму сосуда
  • Имеет объём
  • Тяжело сжимается

3) Твердое тело

  • Имеет форму
  • Имеет объём
  • Не сжимаемо

III. Объяснение нового материала

Расположение молекул в трех состояниях вещества

Переход вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением, а переход из жидкого состояния в твердое — отвердевание или кристаллизация.

1. Как изменяется внутренняя энергия вещества?
2. Как изменяется энергия молекул и их расположение
3. Как изменяется характер движения молекул?
4. В какой момент тело начнет плавиться?
5. Изменяются ли молекулы вещества при плавлении?
6. Как изменяется температура вещества при плавлении?
7. Сравните внутреннюю энергию твердого тела и жидкости?

Жидкость в твердое тело

Отбираем у тела энергию (охлаждаем) — вещество отвердевает, кристаллизуется.

Переход вещества из жидкого состояния в твердое называют отвердеванием или кристаллизацией.

Температура, при которой вещество отвердевает (кристаллизуется), называют температурой отвердевания (кристаллизации)

Зарисовать данную схему в тетрадь

Зарисовать данную схему в тетрадь
  • Плавление — переход вещества из твердого состояния в жидкое.
  • Парообразование — переход вещества из жидкого состояния в газообразное.
  • Сублимация — переход вещества из твердого состояния в газообразное
  • Кристаллизация — переход вещества из жидкого состояния в твердое.
  • Конденсация — переход вещества из газообразного состояния в жидкое.
  • Десублимация — переход вещества из газообразного состояния в твердое.

Видео-ролик: Температура плавление льда

Температура плавление льда

График плавления и отвердевания кристаллических тел.

График плавления и отвердевания кристаллических тел

Подумаем вместе

1. Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить медь? (ответ обоснуйте)
2. Какие металлы можно расплавить в медном сосуде?
3. Будет ли плавиться чугунная деталь, брошенная в расплавленную медь?
4. В каком состоянии (твердом или жидком) находится серебро и вольфрам при температуре 1000°С?
5. Может ли внутренняя энергия тела изменяться без изменения температуры? (приведите примеры, подтверждающие ваш ответ)

На рисунке изображен график изменения температуры нафталина.

1. Какому состоянию нафталина соответствует участок графика ВС?

Плавление

2. Сколько продолжалось нагревание жидкого нафталина?

2 минуты

3. До какой температуры нагрели нафталин?

До 110°С

IV. Решение задачи

Решение задачи

V. Закрепление

Дополни

Переход вещества из твердого состояния в жидкое…..
Переход вещества из жидкого состояния в газообразное…..
Переход вещества из твердого состояния в газообразное….
Переход вещества из жидкого состояния в твердое…..
Переход вещества из газообразного состояния в жидкое…
Переход вещества из газообразного состояния в твердое….

VI. Подведение итога урока. Оценить знания учащихся

VII. Домашнее задание

§ 17 Выучить стр. 70–73

Ответить на вопросы № 1–5 стр. 82

Список используемой литературы:

А.Перышкин: физика 8 класс. Издательство: Дрофа, 2012 г.

Р.Башарулы, Г. Байжасарова, У.Токбергенова: физика 8 класс, Алматы: Издательство «Мектеп».

httpss://www.fizika.ru/

httpss://class-fizika.narod.ru/

httpss://www.fizmatika.ru/

Категория: