Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок географии «Природные зоны Евразии»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Сачкова Антонина Геннадьевна учитель географии, стаж 22 года, первая категория КГУ «Средняя школа № 14 им. Ю. А. Гагарина» г.Петропавловск СКО

Интегрированный урок географии и технологии

Цель: продолжить изучение природных зон Евразии, познакомиться с природными особенностями зон.

Тип урока: урок-путешествие

Оборудование: физическая карта мира, карта природных зон Евразии, интерактивная доска, картины

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Здравствуйте, ребята, садитесь

— Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие, цель нашего урока продолжить изучение природных зон Евразии, познакомиться с природными особенностями зон.

Сегодня мы рассмотрим природные зоны умеренного пояса:

Лесная природная зона:

1. Подзона — тайга
2. Подзона — смешанных и широколиственных лесов
3. Природная зона лесостепей и степей

 

Эпиграф урока: Привычка странствовать по картам, видеть в своём воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности.

Учитель географии: — Наше путешествие мы начнём с географической разминки. Давайте вспомним, что называется природной зоной?

Дети: Природная зона — это природный комплекс.

Учитель географии: — Что представляет собой природный комплекс?

Дети: Природный комплекс — совокупность природных компонентов одной территории или другими словами называется географическим комплексом.

Учитель географии: — Природный комплекс — это сочетание природных компонентов, каких? Перечислите природные компоненты.

Дети: Природные компоненты — климат, рельеф, вода, животный мир, растительный мир, почвы.

Учитель географии: — Ребята, что показано стрелками на данной схеме?

Дети: Показана взаимосвязь природных компонентов.

Учитель географии: Какую роль играет в данной схеме «человек»?

Дети: Человек взаимодействует со всеми природными компонентами, влияет на их изменение

Учитель географии: Каким образом?

Дети: Распашка земель, строительство каналов, создание водохранилищ.

Учитель географии: Ребята, а как называется природный комплекс, подверженный изменению в результате хозяйственной деятельности человека?

Дети: Антропогенный природный комплекс

Учитель географии: Назовите и покажите на карте какие природные зоны Евразии вам уже знакомы?

Дети: выходят к доске и показывают зоны

Учитель географии: видеодемонстрация природной зоны

Учитель географии: О какой природной зоне идёт речь?

Дети: Природная зона тайги

Учитель географии: Конечно, тайга — следующая природная зона по территории которой мы будем с вами путешествовать. Так как мы с вами сегодня выступаем в роли путешественников, мы должны вести путёвые заметки. Открываем свои рабочие тетради, делаем заголовок зоны умеренного пояса. Готовы?

Учитель географии: Итак, природная зона тайги протянулась от Скандинавского полуострова до берегов Тихого океана, с запада на восток, самая обширная природная зона материка Евразия.

Ребята, определите какому климатическому поясу соответствует эта природная зона?

Дети: дети работают с картами атласа: климатическая карта Евразии и карта природных зон Евразии.

Дети: Природная зона тайги соответствует умеренному климатическому поясу.

Учитель географии: Могут ли быть одинаковыми климатические условия в тайге при огромной её площади?

Дети: нет

Учитель географии: рассказ учителя и климатических условиях природных зон.

Учитель географии: Каким образом идёт освоение природной зоны, о хозяйственной деятельности человека расскажет учитель технологии.

(Рассказ учителя технологии)

Учитель географии: Ребята, используя карты в атласе: карта природной зоны Евразии, почвенную карту мира, климатическую карту мира, климатическую карту Евразии самостоятельно завершите работу в таблице (время для выполнения работы — 5 минут).

Учитель географии: Ребята, мы движемся с вами вглубь материка (с севера на юг) и следующая наша остановка природная зона смешанных или хвойно-широколиственнных лесов.

Учитель географии: рассказ учителя о природной зоне.

Учитель технологии: рассказ учителя о хозяйственном использовании природной зоны.

Учитель географии: Ребята, не забывайте заполнять свои путёвые заметки, заполняем таблицу (время — 5 минут).

Учитель географии: Следующая остановка нашего путешествия природная зона лесостепей и степей, которая заходит на территорию Республики Казахстан, Казахстан находится на Евразийском материке, Северный Казахстан расположен в лесостепной зоне. Чем же уникальна и привлекательна эта природная зона?

(Рассказ учителя о природной зоне)

Учитель географии: Как используются земли лесостепной и степной природной зоны расскажет учитель технологии (Рассказ учителя технологии).

Учитель географии: Ребята, не забывайте заполнять таблицу (5 минут).

Учитель географии: Вот и подошло к завершению наше географическое путешествие, но чтобы убедиться в том, что вы действительно готовы к путешествию на следующем уроке, я предлагаю вам тест на закрепление пройденного материала (на выполнение данного вида работы — 3 минуты).

Учитель географии: Ребята, в течении урока за ваши знания вы получали оценочные карточки, я предлагаю вам разместить виды животного и растительного мира на территории природных зон умеренного пояса (дети подходят к доске и прикрепляют карточки).

Учитель географии: Молодцы! Вы очень хорошо сегодня поработали, за работу на уроке я поставлю оценки, оценки за тест вы узнаете на следующем уроке, а сейчас откройте дневники, запишите домашнее задание.

Учитель географии: Я благодарю вас за плодотворное сотрудничество в ходе урока, вы молодцы, на этом урок закончен.

Категория: