Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок химии в 9 классе «Положение металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева, строение их атомов. Физические свойства металлов»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Якшина Татьяна Викторовна, учитель химии и биологии, вторая квалификационная категория, средняя школа № 32 им. С. Муканова, город Петропавловск СКО

Якшина Татьяна Викторовна

Цели урока: рассмотреть положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов. Повторить и обобщить сведения о металлической химической связи и металлической кристаллической решетке. Изучить общие физические свойства металлов, рассмотреть варианты классификации металлов.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, коллекция из образцов различных металлов, Периодическая система химических элементов.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала:

Сегодня на уроке мы начинаем изучение большой темы, а вот что это за тема вы узнаете, разгадав ребус (Слайд 1) Приложение 1 (Дети отвечают) (Слайд 2) Запись темы в тетрадь.

Когда-то человечество пережило каменный век. Потом наступил век бронзовый, а затем — железный. Бронза — это сплав металлов меди и олова, да и железо — тоже металл. Значит, люди давно, уже несколько тысяч лет, живут в объятиях «металлургической цивилизации».

(Слайд 3) В древности людям было известно семь металлов. Считалось, что их не может быть больше, потому что столько же небесных тел хорошо видно с Земли. (Слайд 4–7) Каждому металлу посвящалось не только небесное тело, но и день недели: золоту — Солнце, воскресенье; серебру — Луна, понедельник; железу — Марс, вторник; ртути — Меркурий, среда; олову — Юпитер, четверг; меди — Венера, пятница; свинцу — Сатурн и суббота.

Если мы будем внимательны, то обнаружим вокруг себя множество «металлических» элементов (Слайд 8)

Как вы думаете, сколько металлов в электрической лампочке? (Дети отвечают)

Давайте посчитаем вместе (Слайд 9): Раскаленная нить — проволочка из вольфрама; ток к раскаленной нити подводят провода из меди; патрон — из цинка; цоколь закреплен припоем — сплавом олова со свинцом и сурьмой.

В домашней аптечке хранится термометр, капилляр которого заполнен ртутью — единственным металлом, который при обычных условиях находится в жидком состоянии.

Если мы пойдем к зеркалу, то увидим свое отражение в тончайшем слое металлического серебра, который нанесен на стекло (Слайд 10)

Итак, мы с вами приступаем к изучению темы «Металлы». Вам уже кое-что известно о металлах из курса прошлого года, в частности вы знаете их положение в ПС и особенности их электронного строения. Наша задача обобщить все знания по металлам и дополнить их новыми сведениями. Первый вопрос, который мы с вами рассмотрим — это положение металлов в ПС (Слайд 11) Запись подзаголовка в тетради.

(Слайд 12) Вспомните, где в ПС мы можем отыскать металлы? (Дети отвечают)

Металлы расположены в начале периодов, каждый период начинается со щелочного металла. Перечислите щелочные металлы (Дети отвечают).

Напомните мне, а за что щелочные металлы получили свое название? (Дети отвечают)

Свое название эти металлы получили от названий соответствующих гидроксидов, которые при растворении в воде дают щелочи.

В какой группе и в какой подгруппе располагаются щелочные металлы? (дети отвечают) Щелочные металлы расположены в I группе главной подгруппе.

Скажите, сколько электронов расположено у щелочных металлов на внешнем энергетическом уровне и как это сказывается на их химических свойствах? (Дети отвечают)

У всех щелочных металлов на внешнем энергетическом уровне расположено по 1 электрону, поэтому они будут проявлять сильные восстановительные свойства.

Скажите, а если сравнить восстановительные свойства у лития и франция, у какого элемента они будут выражены в большей степени и почему? (дети отвечают)

Сверху вниз по подгруппе радиусы атомов увеличиваются, поэтому восстановительные свойства металлов (от лития к францию) также увеличиваются. Атомы щелочных металлов обладают самыми большими радиусами в своих периодах.

Какие элементы следуют в периодах вслед за щелочными металлами? (Дети отвечают)

Вслед за щелочными металлами следуют металлы II группы главной подгруппы (перечислить их), три элемента — кальций, стронций и барий относятся к щелочноземельным металлам. Они являются сильными восстановителями, т. к. содержат по 2 электрона на внешнем энергетическом уровне, но восстановительные свойства у них выражены слабее, чем у щелочных металлов.

Элементы III группы главной подгруппы (кроме бора) также относятся к металлам

Таким образом, если провести диагональ от бора к астату, то элементы ниже диагонали будут относится к металлам, кроме того к металлам относятся все элементы побочных подгрупп, в том числе лантаноиды и актиноиды. (Слайд 13) Запись в тетради

(Слайды 14 и 15) Запись в тетради.

Но, конечно, не стоит забывать, что деление элементов на металлы и неметаллы является условным.

Ну, а сейчас, давайте обратимся к схеме кристаллической решетки металлов (Слайд 16) и вспомним, что находится в узлах металлической решетки? (дети отвечают)

В узлах кристаллической решетки находятся нейтральные атомы и катионы металлов. Между атомами и катионами постоянно перемещаются обобществленные или свободные электроны, благодаря чему катионы и атомы постоянно переходят друг в друга. Запись в тетради (Слайд 17):

Металлическая связь — это связь, которая возникает в кристаллах в результате электростатического взаимодействия положительно заряженных ионов металла и отрицательно заряженных свободных электронов.

Металлическая связь существует в кристаллах металлов или сплавов.

Металлическая кристаллическая связь и металлическая кристаллическая решетка определяют физические свойства металлов (слайд 18)

С физическими свойствами металлов я предлагаю вам ознакомиться самостоятельно по своим опорным конспектам (самостоятельная работа учащихся с опорными конспектами (Приложение 2), после чего можно заслушать слабого ученика (Слайд 19)

3. Домашнее задание:

§ 28, стр 95 упр., 2–4 (у), 5 (п) выучить конспект в тетради, написать мини-сочинение на тему «Каким бы был мир без металлов»

4. Закрепление:

Изобразить строение атомов натрия, кальция, алюминия. Дать характеристику их свойствам. Составить электронные формулы Mg и Mg2+? Почему в периоде металлические свойства ослабевают, а в группе увеличиваются? Сравнить металлические свойства кальция и бария

5. Подведение итогов урока, выставление оценок

Приложение 1

Приложение 2

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Литература:

1. Аликберова Л. «Занимательная химия» — Москва: АСТ-ПРЕСС, 1999 — с. 434–435
2. Горковенко М.Ю. «Поурочные разработки по химии» — Москва «ВАКО», 2004 — с. 24–28

Категория: