Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок истории: «Республика Казахстан и ее место в мире»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Амзина Ляззат Амановна, учитель истории 1 квалификационная категория Северо-Казахстанская область Акжарский район с. Ленинградское КГУ «Ленинградская средняя школа№ 1»

Урок истории: «Республика Казахстан и ее место в мире»

Цель урока: Определить роль и место страны в мировом сообществе.

Задачи:

Образовательная: Углубление и систематизация знаний учащихся о стране, ее место в мире, проектирование своего будущего и государства.
Воспитательная: Воспитание сознания причастности и ответственности к судьбе своей страны, патриотизма и самостоятельности суждений.
Развивающая: Развитие умения анализировать, критическое мышление, выражать свою точку зрения, навыки публичного выступления.

Тип урока: Применение знаний, умений, навыков учащихся.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: использование ИКТ, демонстрационный материал, высказывания.

Ход урока

1. Организация начало урока. Вступительное слово учителя. Психологический настрой

Мы с вами начали изучение темы «Независимый Казахстан». Казахстан -молодое независимое государство. Со дня обретения независимости произошли важные события, которые заложили основу нашего будущего. В Казахстане вместо бывшей социально-экономической системы формируется новая демократическая общественная система. Благодаря политической стабильности внутри страны, признанию и поддержке мирового сообщества Казахстан, несмотря на трудности, переживаемые страной, укрепил свою независимость.

Сообщение темы и цели урока.

Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова Н. А. Назарбаева «Быть патриотом своей Родины — это носить Казахстан в своем сердце»

Разминка:

1.Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.

2.Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

3.Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

4.Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «Республика Казахстан»? Напишите на листочках три слова, которые ассоциируются у вас с этими словами.

Озвучиваем и раскрываем понятия.

Учитель: Представьте, что вы участники молодежного форума. В течение недели вы общались с молодыми людьми из разных стран, подружились, но многие мало знают о вашей стране. Вы решили провести презентацию «Моя Родина — РК».

Задание: Как и о чем вы расскажете о своей стране (в своем выступлении вы должны охарактеризовать экономическое, политическое и культурное развитие страны)

Презентация, обсуждение.

Учитель: В начале урока мы сказали, что в Казахстане со дня обретения независимости произошли важные события, которые заложили основу нашего будущего.

Работа в группах: Обсудите в группах и выберите 5 наиболее значимых на ваш взгляд событий и обоснуйте ваш выбор.

— В годы вхождения Казахстана в состав СССР республика не могла решать вопросы внешней политики самостоятельно, они решались в Центре. После обретения независимости перед Казахстаном стояли задачи определения своего места в мировом сообществе, проведения самостоятельной политики.

Задание: В виде таблицы, кластера запишите, что мешало стране развиваться динамично.

Представить результаты своей работы.

Сегодня в разговорах, на страницах печати мы слышим слово «кризис». Весь мир переживает такое явление, как экономический кризис. С распадом в 1991 году развалилась административно-командная система и плановая экономика. При этой системе экономика страны постоянно переживала кризисы. В связи с переходом к рыночным отношениям все отрасли народного хозяйства были охвачены кризисом.

Вопрос: В чем его сущность? Как вы понимаете это слово, что такое кризис?

Обсуждение высказывания: «Для перемены отношений в развитии экономики требуется кризис» (Джордж Сорос)

Задание: приведите примеры, подтверждающие эти слова, или отрицающие их. Объясните, как вы понимаете эти слова, приведите аргументы.

Учитель: В обществе циркулируют разные мнения о роли кризиса. Н. А. Назарбаев придерживается мнения: «Преодоления кризиса — это возможность обновления. Для Казахстана это возможность дальнейшего совершенствования и укрепления молодого государства. Кризис — не только негативное явление в экономике, но и шанс, который следует использовать с наибольшим коэффициентом полезного действия. Целеустремленный, не боящийся труда человек и во время кризиса может сделать не только для себя, но и для окружающих».

Немало политологов рисовали Казахстану печальную судьбу и в целом ставили под сомнением жизнеспособность нашей страны. Экономический кризис 1996 года охватил все страны СНГ. Международные политологи поспешили заявить о скором социально-экономическом крахе общества. Они даже говорили, что через 10–15 лет 20% граждан РК будут неграмотными. Нынешняя реальность такова: в Казахстане 95–97% населения от 5 до 24 лет охвачены образовательными программами, около 95% населения получили образование, утверждена программа «Болашақ «.

Задание: Какие изменения произошли в образовании за последние 10 лет?

Привести примеры

Учитель: Место и роль Казахстана в международных отношениях определяются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное- это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европу и Азию. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес-это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии в 21 веке. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. За годы независимости в качестве суверенного государства Казахстан признали свыше 120 государств мира. После получения независимости Казахстан приступил к осуществлению основного принципа Конституционного Закона РК от 16 декабря 1991 года: «Республика установит свои взаимоотношения со всеми государствами на основе принципов международного права »» .

Задание: Как связаны геополитическое положение и внешняя политика?

— Почему страны мира признали Казахстан и были заинтересованы в установлении связей?

— С какими странами Европы, Азии и Америки у Казахстана сложились стабильные внешнеполитические связи? Привести примеры.

— Рассказать о вкладе Президента РК в улучшение международного положения.

Вывод: Благодаря правильному определению основных направлений своей внешней политики Казахстан занял достойное место в международной политике. Перспективы развития Казахстана всесторонне и четко определены в Стратегии развития «Казахстан-2030“. Залогом того, что задачи, указанные в ней, будут выполнены, являются успехом современного Казахстана.

Учитель: Давайте представим, что наша страна — это море. Море состоит из миллионов капелек. Капельки это граждане страны, молодое поколение. От каждого из вас зависит будущее нашего Казахстана. Слово  ««будущее» и слово «буду» » взаимосвязаны. Каждый из вас, наверное, уже знает и думает над вопросом: «Кем я буду?»,  «««Какую профессию выберу?», чтобы принести свой вклад в развитие Казахстана.

Задание: Поделитесь мнением, как вы представляете свое будущее.

— Какие общественно-политические, экономические и культурные изменения произошли в вашей области, районе, селе после провозглашения Казахстана независимым государством? Приведите примеры.

Учитель: И так, мы представили свою страну и обозначили ее место в мире. Обсудили проблемы в переходный период. А теперь давайте помечтаем, какой будет наша страна к 2050 году, какой мы хотим видеть ее.

А) Презентация
Б) Блиц-опрос «Будущее Казахстана зависит от…..»

Итог: Все проблемы решаемы, надо только приложить свою волю, желание и труд. Сегодня, как никогда актуальны для нас слова Джона Кеннеди: «Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, а спрашивайте, что вы можете сделать для своей страны».

Рефлексия: Итак, обратимся к тому, с чего мы начали урок. Достигли ли результатов? Что вам дал этот урок? Какой основной вывод сделал каждый из вас для себя? Над чем заставил задуматься?

Подведение итогов и оценка деятельности учащихся.

Д/з: написать сочинение-размышление на тему «Быть патриотом своей Родины — это носить Казахстан в своем сердце».

Источники:

Учебник — История Казахстана, 11 класс, авторы: Т.Турлыгул, С.Жолдасбаев. Алматы: издательство «Мектеп»;
История Казахстана: преподавание в школах и Вузах.

Категория: