Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок литературного чтения «Сапаргали Бегалин „Еж Есена“»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Мухамеддиева Алия Урумбаевна, учитель начальных классов, ГУ «Средняя школа № 4» Павлодарская область, город Аксу

Фото с сайта art.gazeta.kz

Цель: оценить поступок животного, отблагодарившего мальчика за заботу.

Задачи:

  • Через урок литературного чтения формировать нравственную позицию личностного отношения к окружающему миру.
  • Развивать интерес к чтению, работать над повышением уровня техники чтения учащихся, познавательные и творческие способности.
  • Способствовать воспитанию ответственности, дружелюбия, уважительного отношения друг другу.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата

А) Чтение художественной книги в разном темпе. (про себя, жужжащее чтение и т. д.).

Б) Скороговорки.

Пошли бобы по грибы, а грибы забрались на дубы, и остались бобы на бобах.

Синхронно. Произнести в медленном темпе;

В нормальном темпе; в ускоренном; скороговоркой.

В) Артикуляционное упражнение.

3. Выход на тему урока

Иллюстрированная викторина по пройденным темам.

На доске иллюстрации из пройденных произведений. Учитель читает, учащиеся должны узнать и правильно назвать произведение. По мере отгадывания картинки убираются с доски.

Брахма. «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?» И страх его прошел, ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости он не видел. И потому тот, кто пребывает одни, не знает радости.

Геракл. Он выдержит все испытания, одолеет все препятствия... он совершит подвиги, каких до него не совершал никто, ...а когда закончит свои земные дела, я подыму его на Олимп. И пусть его будет звучать как — прославленный герой.

Дедал и Икар. Оглянулся он — и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море — лишь белые перья плыли на волнах. В отчаянии опустился на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял свое искусство, погубившее его сына.

С последним лучом солнца. ...Еще усилие, еще рывок! Последний!...батыр полностью водрузил на вершину каменный идол. Сквозь соленую пелену в тот миг он увидел, как на горизонте блеснул последний луч заходящего солнца.

Ер Таргын. С самого начала похода ему не довелось принять участие в битве... надел он кольчугу с просветами меньше воробьиного глаза, с двойными сверкающими на солнце зерцалами, на голову себе водрузил шлем... украшенный перьями филина... тело коня укрыл непробиваемыми латами, так что только ноги были видны. Призвал батыр в помощь духов предков своих славных и сел на коня...

Поучение Владимира Мономаха детям

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была в других странах. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее.

Сказка о спящей царевне и семи богатырях

Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее...

На доске остаются две картинки — Мальчик, ежик.

— Кто изображен на рисунках? (мальчик и ежик)

— Давайте вспомним из урока познание мира о ежах. (учащиеся отвечают к какому классу относятся данные животные, чем питаются, где обитают, какую польза приносят)

— Молодцы, ребята, а теперь подумайте и скажите, как могут быть связаны между собой эти два персонажа?

Учащиеся проводят связь между двумя персонажами и тем, самым выходят на новую тему урока.

4. Определение темы урока

— Правильно, ребята. Сегодня мы познакомимся с рассказом Сапаргали Бегалина «Еж Есена». Этот рассказ о том, как животное может отблагодарить своего хозяина за заботу о нем.

5. Реализация

Диана подготовила нам биографию о Сапаргали Бегалине (1895-1983). Слушайте внимательно. После выступления вас ждут, вопросы на которые вы должны будут ответить.

Сапаргали Бегалин — старейший писатель Казахстана. Родился Сапаргали Бегалин в 1895 годув ауле Дегелен Семипалатинской области.

Он написал много произведения для детей. С малых лет Сапаргали отличался любознательностью и стремлением к знаниям. Годы учебы были для него не в тягость. Благодаря грамоте мальчик познакомился с восточными поэмами и сказками. Также он увлекался казахским народным творчеством и всю жизнь собирал песни, поговорки, пословицы, легенды.

Особенно глубоко проникла в его сердце поэзия Абая. Главная тема его рассказов — охрана окружающей природы. С. Бегалин — тонкий знаток природы и быта аула. Он знакомит своих маленьких читателей с жизнью их сверстников: это отважные, ловкие, смышленые, веселые ребята, которые любят свою Родину, бережно относятся к окружающей природе, ухаживают за животными. Таков мальчик из рассказа С. Бегалина «Еж Есена».

Вопросы по биографии.

— Когда родился Сапаргали Бегалин? Где родился поэт? (село Дегелен, Семипалатинская область)

— Чему и кому посвящал свои рассказы автор? (природе и животным).

6. Первичное восприятие текста на опережение?

Учитель читает 2 абзаца.

— Какова была реакция ежа? (он был испуган)

— Почему ежик не идет на контакт с Есеном? (потому, еж оказался в незнакомой обстановке).

— Как вы думаете, подружится ли животное с мальчиком? (подружится с мальчиком) .

Чтение текста учениками.

— Как вы думаете, что может произойти в рассказе дальше? (в дом заползет змея...)

— Проследим за дальнейшими событиями и проверим правильность ваших предположений.

— Давайте прервемся и подумаем, сможет ли ежик победить змею?

Дочитывают произведение до конца?

7. Анализ текста

— Понравилось ли вам произведение? (да, нет) Какие эмоции вы испытали?

— Почему?

— Назовите главных героев? (Есен, еж)

— Как вы думаете, может ли это произведение оставить ребенка (учащегося) равнодушным? (нет)

— Почему?

— Какие бы слова для характеристики вы бы подобрали мальчику? (добрый, заботливый, любит животных).

— Что нового из рассказа узнали о ежах, как о животных? (смелые, благодарные, общительные)

— Подтвердите словами из текста.

— Какова основная идея (мысль) произведения? Чему хотел автор научить нас своим рассказом? (любить, ценить и уважать природу и его обитателей)

И то, что животные тоже могут отблагодарить человеку за заботу!

— Чему Вас научил данный рассказ?

8. Рефлексия

Перед вами лежат стикеры в виде яблок. В них запишите свои эмоции от урока и произведения и наклейте на иголки ежа.

9. Домашнее задание

Разделить на части текст. Озаглавить. Подготовить иллюстрацию для выставки для одной из части.

Сапаргали Бегалин (1895-1983)

Сапаргали Бегалин — старейший писатель Казахстана. Родился Сапаргали Бегалин в 1895 годув ауле Дегелен Семипалатинской области.

Он написал много произведения для детей. С малых лет Сапаргали отличался любознательностью и стремлением к знаниям. Годы учебы были для него не в тягость. Благодаря грамоте м альчик познакомился с восточными поэмами и сказками. Также он увлекался казахским народным творчеством и всю жизнь собирал песни, поговорки, пословицы, легенды. Особенно глубоко проникла в его сердце поэзия Абая.

Главная тема его рассказов-охрана окружающей природы. С. Бегалин — тонкий знаток природы и быта аула. Он знакомит своих маленьких читателей с жизнью их сверстников: это отважные, ловкие, смышленые, веселые ребята, которые любят свою Родину, бережно относятся к окружающей природе, ухаживают за животными. Таков мальчик из рассказа С. Бегалина «Еж Есена».

Категория: