Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок литературного чтения во 2 классе: Н. Носов «На горке»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Есина Ирина Николаевна учитель начальных классов, вторая категория высшего уровня, КГУ «Дубровинская основная школа» село Дубровное, Кызылжарский район, СКО

Есина Ирина Николаевна

Цель: познакомить детей с произведением Н. Носова «На горке». Научить осознанному чтению художественного текста.

Задачи:

  • развивать мыслительную деятельность учащихся, умение выделять главное;
  • научить детей работать с текстом;
  • воспитывать чувство товарищества, доброту, стремления совершать добрые дела.

Оборудование: компьютер, слайды, портрет Н. Носова, сюжетные картинки, пословицы.

Ход урока:

1. Орг. Момент

Психологический настрой

Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели.
Улыбнулись от души.
Нам урок пора начать
И задания проверять.

2. Цель урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Н. Носова «На горке». Будем учиться читать выразительно произведение, отвечать на вопросы. Будем работать над картинным планом.

3. Опрос домашнего задания

— С каким текстом мы познакомились на прошлом уроке? (И. И. Дик «Красные яблоки»)

— К какому жанру относится это произведение? Это рассказ.

— Что такое рассказ?

— Назовите главных героев произведения? (Валерка и Севка)

— Где они сидели и почему смеялись?

— Как вы думаете, какое «Цирковое представление» происходило за окном?

— Что происходило на асфальте?

— С кем сравнивает рассказчик людей? Прочитайте.

— Найдите в тексте отрывок о том, почему асфальт был покрыт льдом?

— Какую игру придумали мальчики?

— Как вы относитесь к их развлечению?

— Кто виноват в том, что на тротуаре образовалось «хрустальное озерцо»? (Коммунальная служба)

— Что они должны были сделать?

— Кто мог еще посыпать песком?

Работа по иллюстрациям в учебнике (1 картинка, 2 картинка)

— Почему встрепенулся Валерка?

— Почему он стал помогать маме снимать пальто, чего раньше не делал?

— Что произошло с Валеркой?

— В какой момент он изменился?

— А изменился ли Севка? Почему?

— Каким он остался? (равнодушным)

— Как вы думаете, изменится ли после этого отношение наших героев к людям?

— Так почему рассказ называется «Красные яблоки»? (Красный цвет — цвет тревоги, опасности. Красные яблоки на снегу, как вспышка, как огонь.)

Вывод: Валерка понял, что они поступали неправильно.

4.Знакомство с произведением Н. Носова «На горке»

а) Отгадайте загадку:

Незнайка

Кто является героями его произведений? (Дети)

Николай Николаевич Носов — детский писатель, драматург. Родился он 10 ноября 1908 году в Киеве в семье актера. Свое образование он начал получать в художественном институте в Киеве, но затем перешел в другой институт-кинематографии, в Москве. Свое творчество он посвятил детям — он стал режиссером и постановщиком мультфильмов, а также учебных кинолент.

б) Показ слайдов

Первичное чтение текста

Лексическая работа

Какие слова вам в тексте были не понятны или вы их слышали первый раз?

Дворницкая — устар. сейчас оно встречается редко. Оно означает строение, в котором дворник хранил свои инструменты.

Чтение текста сильными учащимися.

Слушайте внимательно текст.

К какому жанру относится это произведение?

5. Работа над содержанием текста

— Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)

— Каким был Котька вначале рассказа? (хитрым, ленивым)

— Почему он был хитрым? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

— Что сделал Котька, когда ребята ушли?

— Прочитайте.

— Почему Котька посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться)

— Что произошло дальше? (Котька взобрался на горку, но не смог с неё скатиться)

— Как отнеслись к Котьке ребята, увидев горку посыпанную песком?

— Обрадовались они или нет?

— Котька сразу согласился?

— Какое чувство охватило Котьку во время работы?

— Прочитайте?

— Изменился ли Котька?

— Что хотел показать Н. Носов этим произведением? (Нужно быть добрым делать все сообща, не портить то, что сделали другие?

6. Работа над выразительным чтением.

 Чтение по ролям: Автор,  Дети,  Котька

7. Физминутка

С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы
Снегом замело дороги,
не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет,
словно мягкий, рыжий мячик.
Ну, а мы идем, идем
И к себе приходим в дом.

8. Закрепление

ДРУЖБА ЗЛО ЗАВИСТЬ РАДОСТЬ ЛЕНЬ ТРУДОЛЮБИЕ

— Какие слова, по вашему мнению подходят к этому рассказу.

А сейчас мы с вами тоже построим горку. Каждый из вас поставит себе за урок оценку на снежинке. Затем выходите к доске со своей снежинкой, читаете с обратной стороны пример, называете ответ и строим горку из снежинок.

Вот мы и построили горку.

А сейчас мы составим с вами картинный план

1. Ребята строят горку
2. Хитрый Котька
3. Посыпал горку песком
4. Ребята расстроились
5. Помощь друзей

— Когда весело работается?

Сейчас мы с вами споем песню о дружбе — «Настоящий друг»

9. Итог

— С каким произведением мы познакомились на уроке? кто автор этого произведения?

Д/з пересказ текста по плану.

Рефлексия

— Что вам запомнилось с данного урока?

— Что у вакс вызвало затруднение?

— Как вы думаете каким должен быть настоящий друг? (добрым, делать все дела сообща, не портить то, что сделали другие)

Вывод: ребята, я надеюсь, что вы сумеете отличить некрасивые поступки от хороших и сумеете простить и помощь своему товарищу впредь такого не делать.

Категория: