Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок литературы в 7 классе: «Картины моря в искусстве слова»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Римкевичус Алла Валентиновна
учитель русского языка и литературы
Айыртауской
школы-интерната
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
с. Саумалколь Айыртауского района

Северо-Казахстанской области

Урок литературы в 7 классе: «Картины моря в искусстве слова»

Цель: познакомить с многообразием изображения моря в разных видах искусства.

Задачи:

1. Раскрыть символику моря, изобразительно-выразительные средства, сравнить пейзажные зарисовки;
2. Развивать воображение, мышление, эмоции, устную речь, навыки выразительного чтения и анализа;
3. Воспитывать чувство прекрасного, верность идеалам, интерес к творчеству А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. К. Айвазовского.

Оборудование: портреты А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. К. Айвазовского, репродукции картин И. К. Айвазовского, звуки моря, презентация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма: интегрированный урок (литература + изобразительное искусство).

Ход урока

I. Психологический настрой

Искусство создает хороших людей, формирует душу. (К. Г. Паустовский). И вы имеете возможность сегодня в этом убедиться.

II. Мотивация темы

Тема сегодняшнего урока: «Картины моря в искусстве слова» (Слайд 1)

III. Изучение темы

1. Целеполагание: познакомить с многообразием изображения моря в разных видах искусства, раскрыть символику моря. (Слайд 2)

2. Мозговой штурм

— Что такое море с точки зрения науки?
— Что оно символизирует? Метод ассоциаций
— Что еще символизирует? Работа со статьей учебника.
— Чем притягивало море взоры поэтов и художников? (а не реки, озера?)

3. Море привлекало многих поэтов: И.Гете, Г. Гейне, Дж. Байрона, В. Гюго, В.Жуковского, А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Фета, К.Бальмонта и др.

4. Развитие воображения

— Каким вы представляете море в штиль? (Слайд 3)
— В шторм? (Слайд 4)
— Какими красками вы бы нарисовали море?

5. Образ моря запечатлен на картинах.

— Как называются художники, изображающие море?

Например, Иван Константинович Айвазовский целиком посвятил свое творчество морю. (Родился 17 июля 1817 года). (Слайд 5)

— Почему?

Индивидуальное сообщение ученика

Семья жила в Феодосии, в Крыму, на берегу моря. Первые свои рисунки он рисовал на стенах домов, на заборах углем. Когда ему купили карандаши, он спросил:

— А этими карандашами можно нарисовать море, когда оно зеленое, голубое, черное?

Закончил Академию художеств в Петербурге. Однажды ему посчастливилось участвовать в летнем учебном плавании военных кораблей Балтийского флота по Финскому заливу. При ярком солнечном свете, при таинственном лунном освещении изучал многообразие красок моря, его своеобразную красоту. Экипажу нравилась неустрашимость молодого художника во время шторма. Писал на палубе с натуры.

6. Работа над репродукцией «Девятый вал»

Самая известная картина — «Девятый вал». (1850 г.) (Слайд 6)

— Почему картина так называется?

— Что вы видите на картине?

— Кто эти несчастные люди, как они попали сюда? Устное сочинение.

— Какой цвет преобладает на картине?

Но больше всего в картине густой зелени, почти изумруда. Это цвет надежды. Шторм отступил перед мужеством человека.

— Какова идея картины?

7. Работа над картиной «Черное море» (Слайд 7)

Написал море по-иному. Нет на картине яркого солнечного освещения. Вода не переливается всеми цветами радуги. Нет угрожающих высоких валов. Море простое и сильное, сильнее, чем во время самого грозного шторма. День на море серый, облачный. Ветер нагоняет одну гряду волн на другую. Море только предвещает бурю, но волны уже упруги и сильны. Нет на картине ни кораблей, ни людей, спасающихся от кораблекрушения, нет обломков мачт, в которые они бы вцепились. Ничего этого нет, но на картине суровое величие и мощь русского моря.

— Какова идея этой картины?

8. Минутка тишины

— А теперь закройте глаза и послушайте шум моря.

— Что вы представляли?

9. Стихотворение «К морю» и картина И. К. Айвазовского

Сообщение ученика

Первая встреча с А. С. Пушкиным произошла в конце сентября 1836 года на выставке художников.

Инспектор Академии художеств Крутов подвел Айвазовского к Пушкину. Пушкин крепко пожал руку молодому художнику и попросил его показать свои картины.

Айвазовский был ошеломлен и подвел дорогих гостей (Пушкин был с женой) к своим картинам.

— Поразительно! — воскликнул Пушкин. — Как я вам признателен. Вы разбудили во мне воспоминания о счастливейших днях моей юности.

На прощанье Пушкин сердечно пожал руку Айвазовскому:

— Будете в Феодосии — поклонитесь от меня морю.

Пушкин еще раз оглянулся, улыбнулся, но глаза его были печальны.

Айвазовский долго стоял и смотрел в ту строну, куда скрылся поэт.

27 января 1837 года по Петербургу разнеслась весть, что Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом и смертельно ранен. 29 января поэт умер.

Погиб поэт, невольник чести,
Пал, оклеветанный молвой…

Айвазовский читал стихотворение Лермонтова. Он заперся от всех в своей комнатке и предался страшному горю. Утешения он не искал, он знал, что оно придет не скоро.
В ушах Айвазовского ясно звучал голос Пушкина. Он видел его живого. Память ярко восстанавливала две встречи с поэтом.

В эти тяжелые, скорбные дни у Айвазовского зародилась тайная мечта — изобразить юного Пушкина на берегах Черного моря. Но Айвазовский знал, что для достойного исполнения своего тайного замысла нужны годы и годы труда.

6 июня 1880 года Россия чествовала великого поэта. В этот день на Тверском бульваре открывали памятник Пушкину. В этом же году в Петербурге открылась пушкинская выставка. Открывала всю эту выставку огромная картина Айвазовского «Пушкин там, где море вечно плещет».

9 картин о Пушкине написал Айвазовский.

Одну картину написал вместе с И. Е. Репиным. (Слайд 8)

— Что вы видите на картине?

На ней Пушкин прощается с Черным морем. Поэт стоит на скалистом берегу. Сняв шляпу, он обращается в последний раз к любимому морю с прощальными словами:

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Зашумело, загрустило море вместе с поэтом. Но через минуту оно опять взыграло. И вот Пушкин, отправляемый царем с берегов южного моря в новую ссылку на север, в село Михайловское, клянется морю оставаться непреклонным и сильным, идти избранной дорогой свободы.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

Губы Пушкина шептали эту клятву. Услышало море слова поэта, который так дивно воспел его в стихах, и еще больше зашумело. Оно хочет, чтобы долго, долго слышал поэт его гул в часы воспоминаний, чтобы унес он с собой его образ и голос в далекие леса и поля севера.

В картине гармонично слились образы Пушкина и моря. Так же слилось воедино творческое воображение обоих художников, когда они писали вдвоем картину: Репин — Пушкина, Айвазовский — море и скалистый берег.

19 апреля 1900 года его не стало. Он лег. Ему казалось, что он в лодке. Только море кругом. Волны зашумели. Они уносят его лодку все дальше и дальше… Он крикнул и потянулся к веслу. Это рука его судорожно схватила колокольчик. Звонок огласил уснувший дом. А когда вбежали к нему, он уже был мертв. Смерть наступила внезапно.

10. Чтение и анализ стихотворения «К морю»

А) История создания

Стихотворение написано в 1824 году. Пушкин прощается с морем перед отъездом в северную ссылку — в село Михайловское.

Б) Анализ стихотворения (Слайд 9)

— О чем говорит название?

— С чем обращается автор к морю?

— Символом чего является море?

— С кем сравнивает море?

— Какой художественный прием использует?

— Чем его привлекает море?

— Автобиографический момент: хотел бежать из ссылки.

— С какими образами ассоциируется море? Почему? (Слайды 10–11)

— Что обещает морю?

— Какую идею выражает? В чем клянется?

— Какие художественные средства использует?

11.Чтение и анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»

(Слайды 12, 13, 14) (Читает заранее подготовленный ученик)

— Какое море описывает?

— На что обращает внимание?

— Найти эпитеты, метафоры, сравнения.

— Какую идею выражает?

12. Сравните две пейзажные зарисовки К. М. Станюковича (Слайд 15)

Его можно назвать писателем-маринистом. Целый том его собраний сочинений составляют так называемые «морские рассказы».

— В какое время изображается море?

— Каким вы видите море в шторм? В штиль?

13. Вывод:

— В чем состоит отличие изображения морского пейзажа в поэзии и прозе?

В поэзии: более одухотворенный поэтический образ.

В прозе: реальный образ.

IV. Задание на дом:

Подготовить выразительное чтение стихотворений. Сильные учащиеся: написать мини-сочинение по картине «Девятый вал». (Слайд 16)

V. Рефлексия

(Слайд 17)

— Что нового вы узнали о море? О А. С. Пушкине? О И. К. Айвазовском? Что объединяет этих великих художников?

— Изменилось ли ваше представление о море? С каким настроением вы уходите с урока?

VI. Мотивировка оценок

Категория: