Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок математики на тему «Умножение суммы на число»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Гареева Любовь Ибрагимовна, учитель начальных классов высшей категории КГУ «Кайранкольская средняя школа» Жамбылского района СКО

Урок математики на тему «Умножение суммы на число»

Задачи урока:

  • Формировать знания о способах умножения суммы на число;
  • Познакомить с новым способом вычисления периметра прямоугольника;
  • Учить выполнять вычисления рациональным способом

1. Организационный момент

Математику, друзья, не любить никак нельзя.
Очень строгая наука, очень точная наука,
Интересная наука — математика!

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

Для начала сыграем в игру «Чей ряд лучше» (Повторение таблицы умножения). Вместо * вставь число.

1 ряд 2 ряд
2 * = 18 4 * = 36 2 * = 16 5 * = 35
7 * = 21 8 * = 64 6 * = 42 9 * = 27

Игра «Молчанка»

24 : 4 = 72 : 9 = 21 : 3 = 25 : 5 =
12 : 4 = 30 : 6 =  16 : 4 = 40 : 8 =

На десерт — задачи шутки.

Только на одну минутку.

Пожарных учат надевать штаны за 3 с. Посчитайте, сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 мин? (20). А за 5 мин? (100).

3. Введение новых знаний

Учитель: Я предлагаю вам самим прочитать и решить этот пример:

(5 + 2) * 2 (сумму чисел 5 и 2 умножить на 2).

Учитель: Верно. А как выполнить решение? (5 + 2 = 7* 2 =14)

Учитель: Тоже верно, но сумму умножить на число можно и другим способом. Знание разных способов умножения суммы на число помогает решать рациональным (лёгким) способом некоторые задачи, выполнять быстрее вычисления.

Работа рисункам по учебнику. Дети объясняют, как выполняли вычисления в каждом случае (стр. 7).

(4 + 2) * 3 = 6 * 3 =18 (4 + 2) * 3 = 4 * 3 +2*3 =12 +6 =18

Дети делают вывод:

Умножить сумму на число можно разными способами

1-ый: Найти сумму и умножить её на число

2-ой: Каждое слагаемое умножить на это число и полученные произведения сложить.

Учитель: Это распределительное свойство умножения. А теперь, скажите, какой из этих свойств более лёгкий, рациональный?

Для закрепления темы дети с комментированием решают примеры под № 2.

Учитель знакомит детей с новым способом вычисления периметра прямоугольника. Важно показать рациональность нового способа вычисления периметра: сначала находим сумму длины и ширины, а затем умножаем на 2.

а = 2 см Р = (2 см+5 см)*2
в = 5 см Р = 14 см.
Р — ?

Учитель: Почему этот способ является рациональным? (Этот способ имеет меньшее количество действий, а значит, позволяет быстрее вычислить периметр прямоугольника). Тогда решаем с объяснение:

а = 3 см Р = (3 см + 5 см)*2
в = 5 см Р = 16 см
Р — ?

4. Решение задач рациональным способом

Учитель: А сейчас посмотрим, как можно применить эти знания при решении задач, т. е. мы должны найти рациональный способ решения.

№ 7. Чтение задачи детьми.

Закупили — 2 пачки тетрадей в линию по 20 тетрадей в каждой и 3 пачки тетрадей в клетку по 20 тетрадей в каждой. Сколько всего тетрадей купили?

Решение задачи записывается на доске по действиям с пояснением.

20 * 2 = 40 (т.) в линейку
20 * 3 = 60 (т.) в клетку
40 + 60 = 100 (т.) всего.
Ответ: Всего 100 тетрадей.

Учитель: «А как можно ещё решить эту задачу, другим способом?» (Сначала узнаем, сколько пачек, а затем сколько всего тетрадей).

1) 2 + 3 = 5 пачек.
2) 20 * 5 =100 тетрадей всего
Ответ: Всего 100 тетрадей

После того, как записаны оба способа, выяснить какой из них рациональный.

Задачу под б) выполняют дети, записывая решение на доске рациональным способом

1) 30 + 20 = 50 цена
2) 50 * 10 = 500 тенге стоит покупка.
Ответ: Вся покупка стоит 500 тенге.

Учитель: А сейчас отдохнём, вспомним изученное № 5 стр. 8. «Скажи правильный ответ»

В 1-й минуте ___ секунд
В 1-й неделе ___ дней
В 1-м году ___ месяцев
В 1-м часу ___ минут
В 1-м веке ___ лет

Час (длиннее, короче) года
Месяц (длиннее, короче) недели
Минута (длиннее, короче) секунды
Месяц (длиннее, короче) года
Век (длиннее, короче) года

В 1-й минуте-секунд Час (длиннее, короче) года
В 1-й неделе-дней месяц (длиннее, короче) недели
В 1-м году-месяцев минута (длиннее, короче) секунды
В 1-м часу- минут месяц (длиннее, короче) года
В 1-м веке-лет век (длиннее, короче) года

5. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель:

— Что нового вы узнали?

— Какие задания вам были интересны?

Вы хорошо работали на уроке. Молодцы!

Домашнее задание: стр. 8 № 4 письменно, № 6 — игра.

Категория: