Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок на тему: «Формирование навыков игры по слуху и транспонирование»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Вист Марина Викторовна преподаватель по классу аккордеон, первой категории КГКП «Детская музыкальная школа № 2 г. Сатпаев» пос. Весовая

Урок на тему: «Формирование навыков игры по слуху и транспонирование»

Цель урока — определение основных принципов методов работы над развитием у учащегося навыков игры по слуху. Рассмотрение главных элементов транспонирования.

Задачи урока:

Обучающие: практическое закрепление тематического материала посредством подбора аккомпанемента к мелодии и навыков транспонирования.
Развивающие: развивать мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.
Воспитательные: воспитывать творческое отношение при подборе аккомпанемента и транспонировании. Формировать систематичность приобретения полученных навыков.
Формировать умение ученика работать с дополнительным материалом.

Тип урока: закрепления полученных навыков.

Форма: индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

План урока

1. Организационный момент (понятие транспонирование и аккомпанемент)
2. Применение знаний и умений.
3. Обобщение занятия, подведение итогов.

Участники урока

Преподаватель специального аккордеона — Вист Марина Викторовна

Учащиеся: Цыплухина Татьяна 5класс, Зиньков Вадим 3 класс

Гости — представители ГорОО, преподаватели ДМШ и ДШИ города

Ход урока

Учитель. Развитие и формирование навыков игры по слуху и транспонирование — это одна из важнейших составляющих задач в обучении музыкой. Слушая гармонию и находя соответствующую ритмическую основу — ученик приобщается к творчеству, которое развивает музыкальное чутьё, художественную фантазию, что нередко перерастает в способность импровизировать, сочинять музыку.

Играющий по слуху быстро овладевает репертуаром, увереннее чувствует себя за инструментом, поэтому ценен как исполнитель и как аккомпаниатор.

Формирование слухо-двигательной взаимосвязи осуществляется исключительно в классе специального предмета(аккордеона)под руководством учителя. Успешность игры по слуху зависит от прочности и степени развития слухо-двигательной взаимосвязи.

Подбор по слуху имеет 2 формы:

  •  усвоение музыки в первоначальной тональности;
  •  усвоение в новой тональности, т. е. транспонирование

Давайте выясним, как мы понимаем и что означает транспонирование.

Зиньков Вадим (ученик озвучивает значение «транспонирование — это перенос мелодии в другую тональность»)

Л.Кочев. 16 ежедневных упражнений — эти упражнения полезны в качестве ежедневного тренинга для пальцевой активности(основное положение кисти-пятипальцевое) и «Разогрева» технического аппарата перед занятиями на инструменте. Необходимо понимание учеником конкретного результата, пользы от каждого упражнения. Играть упражнения надо сначала медленно и динамически ровно, заботиться об артикуляции, ритмической ровности.

1. Исполнение упражнений в основной тональности C-dur

2. Транспонирование в G-dur, D-dur

Чтобы вызвать интерес к упражнениям, следует разнообразить динамику и темп. Таким образом, упражнения превращаются в творческий процесс, что позволяет воспроизводить точность, автоматичность и уверенность.

Повторить упражнения, используя динамику и темп.

Замечания: обратить внимание на ведение меха- мягче, ровнее, без рывков, подключить слуховой контроль. Штрихи приучают к качественной артикуляции, дальнейшая работа над легато. Постепенно прибавлять темп и добиваться автоматизма при игре упражнений.

Приложение 1

Навыки игры по слуху воспитываются в процессе подбора музыкального материала(в данном случае аккомпанемент). А что же такое аккомпанемент?

Отвечает Цыплухина Татьяна:

Аккомпанемент — это партия инструмента, которая сопровождает сольную партию, является её ритмической и гармонической опорой, углубляет художественное содержание мелодии, показывая её характер и музыкальный образ.

Учитель. Подбор аккомпанемента это простое и увлекательное занятие. А подбор аккомпанемента к пьесам — это одна из важнейших задач в обучении музыкой. Для этого есть 2 основных правила:

  •  после D(доминанта) не используется S (субдоминанта)
  •  мелодия заканчивается на Т (тоника).

Всю работу по подбору аккомпанемента можно условно разделить на 3 момента:

  • провести краткий анализ произведения (лад, тональность, определить фразировку, ритм)
  • проигрывая мелодию, одновременно левой рукой подобрать по слуху подходящую аккордовую гармонию (основной бас приходится на сильную долю, устойчивые звуки на Т, а неустойчивые на D и S)
  • после проделанной работы нам необходимо украсить наш аккомпанемент, т. е. добавить М (минорный аккорд) и Б (мажорный аккорд), другими словами создать ритмический рисунок.

Для каждого произведения он имеет свою окраску:

1. для лирических и хоровых песен — это спокойный, мягкий и ласковый характер;
2. для плясовых — это чаще всего удалой, активный, стремительный;
3. для марша — это размеренно-чёткий, ровный, упругий характер.

Преподаватель играет примерные произведения, сопутствующим определённый характер- песни, танца, марша.

Приложение 2

В силу весьма широких возможностей инструмента (квартово-квинтовое расположение клавиш и наличие «готовых аккордов"на левой клавиатуре) юный аккордеонист обладает большим запасом гармонических слуховых навыков, а их развитие осуществляется значительно интенсивнее и целеустремлённее, если ученик систематически и планомерно занимается подбором по слуху аккомпанемента к мелодиям.

Зиньков Вадим русская песня «Теремок»

Цыплухина Таня русская песня «Во кузнице» (нотное приложение)
Учитель помогает сделать краткий анализ песен и определить основные функции аккомпанемента (T, D, S)

                   ↗ D соль 7                                       ↗ D ми 7
До мажор    → T до Б                       Ля минор    → T ля М
                   ↘ S фа Б                                          ↘ S ре М

7-септаккордный аккорд
Б-мажорный аккорд
М-минорный аккорд

Любое учение основывается на переходе от простого к сложному. Для этого мы воспользуемся переходом в параллельную тональность, которое осуществляется 2 способами: модуляцией и отклонением.

Учащиеся рассказывают значения «модуляция — это переход от одной тональности в другую, чаще всего в параллельную тональность через D7», «отклонение-это незаметный переход тональности в другую, чаще всего в параллельную, но обязательно с возвратом в первоначальную тональность»

Зиньков Вадим русская песня «Белолица-круглолица» — модуляция

Цыплухина Таня русская песня «В лесу калина» — отклонение

(нотное приложение)

Преподаватель помогает определить функции аккомпанемента, найти переход тональности в параллельную. Для более интересного звучания аккомпанемента можно использовать обращения тонического аккорда (Т-6, Т-6-4) — это терцовый и квинтовый звук, т. е. вспомогательный ряд.

Исполнение песен «Ах ты берёза» — Зиньков Вадим, «Колыбельная» — Цыплухина Таня

В процессе этих занятий у учащегося формируется и укрепляется слухо-двигательная взаимосвязь, развивается музыкальная память, слуховым восприятием постигается ритм, элементы лада, тональности, гармонические средства звучания. И наконец, ребёнок проявляет в работе на инструменте большую инициативу и самостоятельность.
И даже маленькому ученику надо позволять быть художником, давая в напутствие слова Ф.Шумана: «Цепь правил должна быть обвита серебряной нитью фантазии»

Вывод: Комплексное развитие навыков игры по слуху и транспонирование помогает совершенствоваться в практической деятельности музыканта — и как исполнителя, и как аккомпаниатора.

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за работу.

Используемая литература

1.В. Н. Мотов, Г. И. Шахов «Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху», г. Москва «Кифара» — 2004 г.
2.Сборник методических материалов «Баян и баянисты». Всесоюзное издательство «Советский композитор», г. Москва — 1970 г.
3.Э.Кирсанова «Музыка-детям», г. Алматы «Өнер» — 2009 г.
4.О.Блох «Путь к техническому совершенству аккордеониста»,г. Москва — 2007 г.
5.Р. Н. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», г. Москва — 2002 г.

Категория: