Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок на тему: «Комнатные растения»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Стадник Светлана Дмитриевна, учитель начальных классов, стаж работы 35 лет, высшая квалификационная категория, КГУ «Таманская средняя школа» СКО район им. М. Жумабаева, село Таманское

Стадник Светлана Дмитриевна

Цель: углубление знаний о комнатных растениях.

Задачи:

  •  формировать знания учащихся о комнатных растениях;
  •  развивать речь, умение работать с текстом, выделять главное;
  •  прививать бережное отношение к живой природе, воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: комнатные растения, корзиночка, тексты о растениях, чистые листы бумаги, 3 рисунка цветка, слайды.

Ход урока

1. Организация класса

Психологический настрой

Здравствуйте, солнце, дубы, тополя!
Здравствуйте, горы, леса и поля!
Здравствуйте, всё, что растёт и цветёт!
Здравствуйте, все, кто на свете живёт!

2. Проверка домашнего задания

Уч. с 64 — изображение только цветка. (1 слайд)

— Что необходимо для жизни растения? Раскрывают значимость каждого условия.

(открывается поочерёдно — свет и тепло — солнце, воздух, питательные вещества, вода, почва)

— Как называется место, где растёт растение? (среда обитания) 2 слайд

3. Изучение нового материала

1) Введение в тему

Загадки

Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки.
Ты пораньше утром встань
И полей свою....(герань).

Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их всех удержать.
Вот так и висят те пучки-малолетки
На нитях — зелёные растения — детки. (хлорофитум)

На лугу и в поле мы его встречаем,
Лепесточки белые мы на нём считаем,
Серединка жёлтая у цветка того,
Будто крошка-солнышко забралось в него. (ромашка)

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (берёза)

Вы не трогайте меня!
Обожгу и без огня. (крапива)

(картинки с изображением растений) 3 слайд

2) Беседа

— На какие группы можно разделить отгадки?

— Какие ассоциации возникли со словом ЦВЕТЫ?

— В чём различие между цветами — ромашкой, хлорофитумом, геранью и декабристом?

— Почему цветы называют комнатными?

ПРОБЛЕМНЫЙ вопрос. — Откуда появились комнатные цветы?

Изучение комнатных растений. (живые цветы в горшочках)

1) Сегодня мы познакомимся с некоторыми комнатными растениями (работа в микрогруппах).

1 микрогруппа — хлорофитум
2 микрогруппа — герань
3 микрогруппа — декабрист

Учащимся раздаются листочки с текстами о растениях. Дети изучают растение, рассказывают о нём по плану. 4 слайд — план

План

1) Название цветка.
2) Родина растения.
3) Описание цветка.
4) Особенности цветка.

Представители от каждой микрогруппы знакомят учащихся с комнатными растениями.

3) Физминутка

Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок всё тише лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.

4) О пользе цветов

— Какую пользу приносят комнатные растения?

«Корзиночка идей» (корзиночка)

Учитель зачитывает то, что написали учащиеся.

5) Работа с текстом, с. 61

Учащиеся читают текст и составляют кластер о пользе комнатных растений.

5 слайд — кластер

Комнатные цветы обогащают воздух кислородом, убивают вредные микробы, радуют, украшают, напоминают о лете, используют при заболеваниях, повышают влажность в помещении.

— Какую пользу растениям может принести человек? (высказывания учащихся)

6) Уход за комнатными растениями

— Что необходимо знать для того, чтобы комнатные растения лучше росли?

(высказывания учащихся)

— Как ухаживать за цветами?

Работа в микрогруппах — составить памятку по уходу за комнатными растениями (раздать рисунок цветка)

Одна из микрогрупп читает правила ухода, другие отмечают знаком + если у них есть такой ответ, затем дополняют.

6 слайд

Правила ухода за комнатными растениями

1) Знать среду обитания.
2) Рыхлить почву.
3) Поливать.
4) Опрыскивать.
5) Удобрять.
6) Бороться с вредителями.

— Как всё это нужно выполнять? (с любовью)

— Почему?

Практическая часть по уходу за растениями

— Как вы думаете, растения чувствуют любовь человека к ним, заботу?

— А могут ли растения ответить взаимной любовью? (высказывания учащихся)

Рассказ учителя о девочке Маше

Сказка «Маша и фруктовый сад».

Жила была девочка Маша. Каждое утро она приходила в фруктовый сад, где росли разные деревья и кустарники. Яблони, вишни, сливы, черноплодная рябина, облепиха, шиповник, крыжовник, красная и чёрная смородина встречали маленькую хозяйку шелестом листьев.

Маше нравилось гулять в саду, ухаживать за деревьями, поливать и удобрять их.

Однажды Маша заболела. У неё поднялась температура, горло покраснело, и стало больно глотать. Забеспокоились деревья и кустарники, задумались, как помочь девочке. Пролетающий через сад ветерок прошептал, что помочь их любимице могут их плоды. Ягоды шиповника, чёрной и красной смородины богаты витаминами, которые помогут Маше справиться с болезнью. А чай с вкусным и полезным малиновым вареньем снизит температуру и уменьшит боль в горле. Утолить жажду и улучшить аппетит помогут компоты: яблочно-вишнёвый, грушевый, сливовый.

Обрадовались деревья и кустарники, расправили ветки, зашелестели листочками. Услышала их шум Машина мама и сразу догадалась, что хотят сказать питомцы её дочери. Приготовила она настой шиповника, заварила чай с малины, напоила Машу.

Поела девочка ягоды красной и чёрной смородины, выпила полезный компот и сразу почувствовала себя лучше.

На следующий день Маша вышла в свой любимый фруктовый сад. Она поблагодарила деревья и кустарники за помощь.

Долго шелестели они листвой, радуясь выздоровлению девочки.

— Почему Маша справилась с болезнью? (высказывания учащихся)

— Какой девочкой была Маша?

— Кто хотел бы быть похожим на Машу? Почему?

4. Домашнее задание: с. 61-64, читать и пересказывать.

Подобрать дополнительный материал о комнатных растениях, которые приносят счастье, о лекарственных растениях, растениях астрологах.

5. Итог урока

— Пригодятся ли вам в жизни знания о комнатных растениях? Докажите.

Наш урок завершается.
Подведём сейчас итог:
А не зря ль прошёл урок?
Подойдите-ка сюда,
Отвечайте без труда.

Учащиеся передают друг другу цветок и говорят:

— Я узнал(а) о комнатных растениях...

Категория: