Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок на тему «Музыкальное воображение. Э.Григ — Лирические пьесы»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Сазанбекова Любовь Мироновна преподаватель по классу фортепиано первой категории КГКП «Детская музыкальная школа № 2 г. Сатпаев» пос. Весовая

Урок на тему «Музыкальное воображение. Э.Григ — Лирические пьесы»

 

Преподаватель специального фортепиано — Сазанбекова Любовь Мироновна Ученица 7 класса — Полянская Александра

Цель:

  • Представлять музыку без инструмента;
  • Понятие простых, элементарных форм слуховых представлений;
  • Творческое проявление представлений.

Задача: Представление «звуковой картины» во всех её подробностях. Использование материала:

1. Э.Григ — «Лирические пьесы. Ноктюрн».

Структура урока:

1. Организационный момент.
2. Сообщается тема урока: «Музыкальное воображение. Э.Григ Лирические пьесы. «Ноктюрн».
3. Творческие решения в воплощении звукового образа музыкального произведения.

Педагог: «Ноктюрн» — мечтательная, певучая пьеса, как бы навеянная образами ночи (францезское nocturne — ночной). Ноктюрны писали — Фильд, Шопен, Чайковский, Скрябин, Григ.

Ученик: исполняет «Ноктюрн» из цикла «Лирические пьесы» Э.Грига.

Педагог: В какой форме написано музыкальное произведение?

Ученик: «Ноктюрн» написан в динамической форме.

Педагог: Рассмотрим отдельно каждую часть и попытаемся представить и услышать, какие же образные ассоциации вызывает та или иная мелодия, мотив?

Ученик: исполняет основу первой части — лирическая мелодия, устремлённые вверх «разомкнутые» мелодические фразы, напряженность хроматизмов в гармонии, уводящих от ясных тяготений и устойчивости тоники, неожиданные мягкие и красочные тональные повороты.

Педагог: Какую картину или какой образ ты пытаешься показать слушателю?

Ученик: начало мелодии как бы вырастает из короткого проигрыша народного склада, словно доносящийся издали. Простой и понятный, вызывающий пейзажные ассоциации, он не включается в дальнейшее развитие мелодии, как бы оставаясь живым, «объективным» впечатлением.

Педагог: Попробуй показать тембровую определённость каждой теме.

Ученик: Исполняет начальный наигрыш. «Вызывает в представлении тембр рожка».

Педагог: Продолжим лирический образ во второй части «Ноктюрна». Какие живописные образы пытается показать нам композитор?

Ученик: Я слышу трель птиц, легкое дуновение ветерка. Лирический разлив мелодии — теплое звучание смычковых инструментов, светлые переливчатые трели — звонкий и чистый звук флейты.

Педагог: Так в фортепианную звучность привносятся черты оркестральности. Теперь проследим за пропорциями в соотношении частей: средняя часть лёгкая, воздушная, значительно сжата по сравнению с крайними частями.

Ученик: показывает регистровые контрасты, смену размера от плавного текучего (9/8) к более лёгкому и подвижному (6/8). Средняя часть (Piu mosso), нонаккорды в терцовом и тритоновом соотношении подготавливают переход к репризе.

Педагог: Проследим «разлив лирики» в репризе.

Ученик: исполняет краткую и сильную кульминацию темы. Она звучит как выражение полного, восторженного чувства.

Педагог: интересен конец «Ноктюрна». Интенсивное развитие мелодии переводится в сферу красочных созвучий (секвенция на линой цепи хроматических нисходящих септаккордов). «Трельный» мотив неожиданно набегает тогда, когда слух ждет появления начального наигрыша. Уже лишенный гармонической красочности, с грустным повтором — «эхо» (на полтона ниже), он звучит как далёкий отзвук.

Педагог: исполняет конец «Ноктюрна».

Педагог: Выдающийся психолог С. Л. Рубинштейн утверждает, что преобразование становится основной характеристикой воображения.

Воображать — это преображать.

Категория: