Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок по литературе в 3 классе: «В. Чаплина. Хитрые вороны»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Дробизова Вера Александровна, учитель начальных классов ГУ «Кызылжарская средняя школа» Акмолинская область, Астраханский район, с. Жана-Турмыс

Урок по литературе в 3 классе: «В. Чаплина. Хитрые вороны»

Цель: Познакомить учащихся с рассказом В. Чаплиной «Хитрые вороны»

Задачи: Дать представление о творчестве В. Чаплиной. Создавать условия для формирования навыка выразительного и осознанного чтения. Воспитывать интерес к предмету.

Методы: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа, работа в парах.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, коллективные.

Ход урока:

1. Психологический настрой. (Показ видеоролика «С добрым утром!»)

2. Деление на группы

— Для дальнейшей работы разделимся на пары. 1 пара — литературные сказки, 2 пара — народные сказки. «Жадный бай и Алдар-Косе. Казахская народ. сказка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. А. С. Пушкин», " Дары феи. Ш. Перро«, «Ласточка. Корейская народ. сказка».

3. Стадия вызова. (Показ птиц слайд № 1)

— Что будем изучать сегодня на уроке?

— Что вы знаете о наших соседей по планете?

— Как вы думаете, как будет называться рассказ В. Чаплиной, которое сегодня будем изучать?

4. Загадка о вороне

Прилетела на базар,
Громко всем сказала: «Кар!»
Пусть я в школе не учена,
Но умна, ведь я — (ворона) (Показ слайда № 2)

5. Знакомство с биографией В. Чаплиной (Показ слайда № 3)

Вера Васильевна Чаплина родилась 24 апреля 1908 г, умерла 19 декабря 1994.Ей было 86 лет. Вера Чаплина родилась в Москве, на Большой Дмитровке в потомственной дворянской семье в доме деда, крупного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина. Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила Московскую консерваторию, отец, Василий Михайлович Кутырин, — юрист. После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте. «Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, — вспоминала впоследствии писательница, — Даже находясь в детском доме я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов... Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев и мне здорово попадало». Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь.

Более 30 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку, а в 1946 году перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник «Четвероногие друзья».

Не одно поколение читателей выросло на произведениях Веры Чаплиной (общий тираж её книг превышает 18 миллионов экземпляров). И хотя первые рассказы Чаплиной о питомцах Московского зоопарка появились в уже далеких 1930-х годах, и давно стали дедушками и бабушками их первые юные читатели, её книги переиздаются вновь, и вновь они пользуются успехом.

6. Знакомство с рассказом

1. Чтение рассказа с разными приемами.

2. Проверка первичного восприятия.

— Что нового и интересного узнали вы, читая про ворон?

7. Работа с листом оценивания

Дети самостоятельно формулируют вопрос и задают своим одноклассникам. После ответа оценивают.

8. Физминутка. (Колобок)

9. Авторский стул

Учащиеся сочиняют стих про ворону.

10. Мозговая атака

В течение трех минут подумайте в парах и ответьте на следующие вопросы, пользуясь рассказом.

1 пара — Опишите Ташкент таким, каким увидела его писательница в детстве.
2 пара — О каком самом интересном времени года вспомнила писательница?

11. Составление постера.

12. Защита постера.

13. Рефлексия «Три звезды»

14. Д/З Прочитать вторую часть текста с. 220-222

Категория: