Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок по познанию мира 3-м классе на тему «Семейный бюджет»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Искакова Бекзат Сагандыковна, учитель начальных классов, 1 категория ГКУ «Средняя школа № 7» п. Отеген батыр, Илийский район, Алматинская область

Цели:

  1. Познакомить детей с понятием «семейный бюджет»: «доходы», «расходы», «денежные единицы», овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет;
  2. Развивать познавательный интерес учащихся, логическое мышление;
  3. Воспитывать мотивацию к учению, умение работать в группах.

Организационный этап

Актуализация знаний

— Ребята, вспомните, что такое семья? (ответы детей).

— Правильно, а как будет «семья» на казахском языке? Верно, «жанұя». А что это значит? «Жан» — душа, «ұя» — гнездо. Что у нас получилось? «Гнездо души».

— Ребята, вы согласны с этим? (ответы детей).

— А что главное в семье? (учащиеся заполняют диаграмму).

Урок по познанию мира 3-м классе на тему «Семейный бюджет»

— А кто главный в семье? Кто заботится о семье? В чем заключается обязанности детей?

— Как вы понимаете слово «бюджет»? (высказывание детей).

— Проверим, правильно ли мы думаем? Откройте толковый словарь, найдите значение слова «бюджет» (1 ученик читает вслух — Смета доходов и расходов государства, предприятия, семьи).

Сообщение темы урока

— Сегодня мы будем говорить о семейном бюджете. Мы будем работать в группах. Будем распределять семейный бюджет, экономить, делать покупки. Да, да, вы не ослышались. Раз мы заговорили о покупках, значит, что нам понадобится? Правильно, деньги.

— А какая денежная единица нашего государства? Да, тенге. Что изображено на тенге?

Какие денежные единицы других стран вы знаете? Что на них изображено?

— Значит, денежная единица, как герб, флаг, гимн является символом государства.

Изучение нового материала

— Каждой группе я выделяю деньги на предстоящие расходы. Деньги, конечно, не настоящие. Можно ли с этими деньгами идти за покупками? Подделывать деньги? Почему? А что за это будет? Правильно, подделка денег уголовно преследуется, карается законом.

— Какие виды дохода вы знаете?(зарплата, пенсия, стипендия, пособие, премия). Так вот, представьте, доход каждой группы (в группе 5 уч-ся) 150000 тысяч. В конце урока мы посмотрим, сколько вы сэкономите.

1 задание «Найди лишнее»

Из данного списка выберите те товары и услуги, которые вы посчитаете необходимыми:

Лекарства

Продукты

Одежда

Косметика

Бытовая химия

Коммунальные платежи

Транспорт

Игрушки

Фастфуд

Игры

Кинотеатр

Прачечная

— каждая группа читает свой список

2 задание: «Продукты»

— напишите список необходимых продуктов и цены на них, подсчитайте сумму.
(Учащиеся читают свой список, подводят итог, какую сумму потратили)

3 задание «В школу»

— Допустим, в семье 2 школьника. Необходимо их собрать в школу.
(Учащиеся читают свой список, подводят итог, какую сумму потратили)

4 задание «Коммунальные услуги»

— Ребята, а вы знаете, сколько ваши родители платят за свет, воду, телефон, мусор, отопление, квартплату? Оплатите и вы.
(Учащиеся читают свой список, подводят итог, какую сумму потратили)

5 задание «Досуг»

— Наступили выходные, как вы проведете их.
(Учащиеся читают свой список, подводят итог, какую сумму потратили)

6 задание «Транспорт»

— Какой вид транспорта вы выбираете: личный или общественный? Подсчитайте свои расходы (бензин, проезд).
(Учащиеся читают свой список, подводят итог, какую сумму потратили)
Теперь пора посчитать, сколько вы потратили? Сколько осталось?
Ребята, как вы думаете, легче заработать или легче потратить?

7 задание «Прочие расходы или копилка»

— Если у вас остались еще деньги, то вам предстоит выбрать: потратить их на различные вещи (игрушки, диски, телефон, игры, косметика, бижутерия и т. д.) или положить их в копилку.

— Ребята, как вы думаете, а можно ли было как-нибудь сэкономить копейку, ведь существует пословица «Копейка рубль бережет»? Проверьте свои списки, где можно было сэкономить?

— Это сложно, верно. Представьте, как тяжело в реальной жизни вашим родителям сэкономить. Ведь мы часто не выключаем свет за собой, не закрываем кран с водой, рвем тетради, теряем ручки, покупаем чипсы, рвем одежду, выпрашиваем игрушку и т. д. После сегодняшнего урока, я надеюсь, вы будете более внимательны в своих запросах.

Итог урока

Д/з составить семейный бюджет своей семьи

Категория: