Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок по познанию мира в 4 классе: «Семья — маленькое общество»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Четверова Марина Витальевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория высшего уровня, Первый общеобразовательный лицей, г. Петропавловск

Тип урока: комбинированный, урок-диалог.

Инновационные технологии: технология информационно-коммуникативного обучении с проблемно-диалогическими приёмами.

Цели урока:

  •  формирование убеждения о важности и роли семьи в обществе и жизни человека;
  •  воспитание духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семье;
  •  познакомить с распределением денег в семейном бюджете.

Оборудование: презентация к уроку, стихотворение И. Молчанова «Семь главных правил», карточки с домиками, карточки: лист № 1, лист № 2, сердечки из бумаги, учебник «Познание мира», тетрадь.

Оформление: плакат с высказыванием: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой, дерево «Счастья и любви», выставка генеалогических древ семей учащихся класса.

Ход урока

План

• Что такое семья?
• Взаимоотношения в семье.
• Что объединяет членов семьи?
• Семейный бюджет.
• Семья и государство.

1. Организационный момент

Учитель: Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Заслушиваются ответы детей.)

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

Звучит песня «Родительский дом» (слова М. Рябинина, музыка В. Шаинского).

Учитель: Каждая семья — это очаг — тёплый и уютный, и для каждого семья — это, прежде всего родительский дом. Посмотрим на образы букв, из которых состоит это слово.

Вывод по вступительной беседе: Это слово знакомо всем с детства. Дом — это семья, в которой нас всегда ждут и любят. (Учитель объявляет тему урока.)

3. Усвоение новых знаний

Фронтальная работа.

1) Знакомство с понятием «семья».

Учитель: Что же такое семья? (Учащиеся выражают своё мнение.) А какие объяснения понятию «семья» вы нашли в словарях?

Учащиеся зачитывают определения к слову семья:

• Этимологический словарь. Макс Фасмер. Москва «Прогресс» 1987 год
• Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова. Москва, Астрель АСТ 2000 год
• «Словарь русского языка». С. И. Ожегов. Москва, «Русский язык», 1990 год
• Учебник "Познание мира«под редакцией К. Жунусовой, А. Бирмагамбетова и др. Алматы, «Атамура», 2004 год стр. 122 (2 абзац).

Вывод: Семья — это маленькое общество, члены которого состоят в кровном родстве и связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью друг за друга.

Учитель: Какие два слова спрятались в слове семь-я? (СЕМЬ, Я) Вспомните, где мы его встречаем число 7?

Учитель: Какие пословицы и выражения вы знаете, где встречается число семь?

(Учащиеся выражают своё мнение.)

Вывод: Слово обозначает семь «Я», которые живут под одной крышей.

2) Взаимоотношения в семье

Индивидуальная работа по карточкам.

А) Учитель: Что необходимо для того, чтобы было тепло и уютно не только в доме, но и в семье? (Учащиеся выражают своё мнение.) Построим «Дом моей мечты».

Дети читают по 1 четверостишью стихотворения И. Молчанова «7 главных правил». Во время чтения на доме в брёвнах записываются слова. В результате выстраивается дом.

Вывод: Дом и семья для каждого из нас — самое главное, самое нужное в жизни. И если там царят взаимопонимание и доверие, тепло и уют, это настоящее семейное счастье.

Б) Конфликты в семье.

Просмотр сюжета из мультфильма «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Учитель: Почему в этой семье возникали конфликты? Учитель рассказывает легенду.

Учитель: Что хотел этим сказать глава семьи? Какие обязанности у главы семьи?

Чтение отрывка в учебнике на стр. 122 (3 абзац)

Групповая работа.

Учитель даёт задание для групповой работы: найти выход из создавшейся ситуации. Каждая группа обсуждает свою ситуацию и предлагает пути решения конфликта.

Вывод: Проблемные ситуации в семье можно разрешить. Нужно выслушивать мнение каждой стороны. Идти навстречу друг другу, понимать друг друга.

3) Физкультминутка. С музыкальным сопровождением.

4) Что объединяет членов семьи?

Учитель: Ребята, а вы знаете, что у нас в классе 19 семей, в которых воспитываются 36 детей. Давайте подумаем и скажем, что объединяет членов семьи. (Заслушиваются ответы детей.)

Отличительные черты семьи от других коллективов:

• Живут в одном доме (квартире).
• Родители растят и воспитывают детей.
• Вместе проводят свободное время.
• Члены семьи ведут общее хозяйство.
• Имеют общий бюджет.

5) Семейный бюджет.

А) Учитель: У каждой семьи есть свой бюджет. Что такое семейный бюджет? Из чего он состоит?

Учитель: Из чего складываются доходы и расходы?

Представление результатов беседы в виде таблицы:

 

Доходы

Расходы

Зарплата

Оплата жилья

Пенсия

Питание

Стипендия

Образование

Пособия

Медицинское обслуживание

Прибыль

Отдых, путешествие

Б) Распределение семейного бюджета. Работа в парах.

Учитель раздает лист № 1.

Каждая пара учащихся получает лист № 1, на котором написаны названия товаров. Задание: выбрать те товары, которые учащиеся посчитают необходимыми приобрести на месяц. Их надо отметить в списке галочкой.

Учитель раздает лист № 2.

В листе № 2 проставлены цены товаров и услуг в «шустриках». Задание: проставить цены рядом с выбранными товарами или услугами. Сложить все шустрики.

Учитель объявляет, что бюджет каждой семьи рассчитан на 1000 шустриков и месяц.

Вывод: У кого сумма больше этой цифры — в семейном бюджете образовался дефицит. У кого сумма меньше 1000 шустриков — может отложить сбережения.

Чтение отрывка о семейном бюджете в учебнике на стр. 122 (4 абзац).

6) Роль семьи в обществе.

Учитель: Благополучие каждой семьи очень важно для общества. По достатку в семье, по её благосостоянию судят о процветании общества. Семья — обязательная часть любого общества, государства. Поэтому она находится под защитой государства. В Казахстане приняты специальные законы, которые помогают семье выполнить ей главные обязанности — Семейный кодекс. «Брак, семья, материнство, отцовство находятся под защитой государства» (Статья 2).

Чтение отрывка из статьи учебника стр. 122 (последний абзац)

4. Домашнее задание. Учебник стр. 122, задание 4. Мини-сочинение на тему: «Ваша помощь семье».

5. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Зачем люди создают семьи?

Главное предназначение семьи:

• Продолжение рода.
• Появление новых поколений.
• Развитие общества.

Учитель: Родословную своей семьи вы изображали в виде дерева. А наш урок я бы хотела закончить созданием «Дерева счастья и любви».

Перед учащимися лежат сердечки. Ребята записывают пожелание на сердечке и прикрепляют к дереву , получается «Дерево счастья и любви».

Учитель: Семья — это самое дорогое, что у нас есть. Я желаю вашим семьям: мира, добра, верности, любви, терпения, уважения, взаимопонимания, достатка.

Категория: