Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок-практикум «Невербальное общение»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Амандыкова Гульнар Балхашовна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, школа-гимназия № 9 имени Н.Ильясова, город Кызылорда

Фото с сайта www.avantidue.ru

Цели урока: урок-практикум.

Наглядность:

1. Ознакомить учащихся с невербальными средствами общения, изучение правил речевого этикета.
2. Совершенствование навыков публичного выступления, формировать умение считывать информацию, передаваемую невербальными средствами общения.
3. Воспитание культуры общения.

Тип урока: карточки с текстами, тест на самооценку жестикуляции.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Основная идея курса «Деловой русский язык» — повышение уровня речевой культуры, изучение правил речевого этикета. Мы с вами говорили, что этикет является важной частью общечеловеческой культуры. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности делового человека. А эффективность делового человека определяется умением правильно интерпретировать визуальную информацию. Жесты, мимика тесно связаны со словом и составляют неотъемлемую часть коммуникации. Но умеем ли мы контролировать свои эмоции, жесты, мимику, позы? Глаза, движения часто выдают человека, являются своего рода каналами утечки информации. Поэтому сегодняшнее занятие будет посвящено изучению языка нашего тела. Мы будет учиться считывать информацию, передаваемую невербальными средствами общения, учиться владеть своим телом, преодолевать коммуникационные барьеры.

II. Опрос домашнего задания

Беседа.

— Дайте определение понятий «вербальные» и «невербальные» средства общения.

— О чем говорит невербальная информация?

— Как называется раздел языкознания, изучающий звуковые средства, сопровождающие речь, но не относящиеся к языку?

— Назовите невербальные средства общения.

— Дайте определение понятий «кинесика», «просодия», «экстралингвистика», «такесика», «проксемика».

— Расскажите об известных вам средствах невербальной коммуникации.

III. Закрепление изучаемой темы

1) Эксперимент.

Профессор Альберт Мерабиан, самый цитируемый ученый, когда речь заходит о невербальной коммуникации, утверждает, что важнейшую роль в общении играют три основных фактора:

Что мы говорим — 7%
Как мы говорим — 38%
Язык нашего тела — 55%

Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Да потому, что связь тела и психики неразрывна. И доказать ее наличие элементарно. Проведем эксперимент.

Попробуйте развернуть плечи, закинуть руки за голову, откинуться на спинку стула и почувствовать себя несчастными. Получается? А теперь согнитесь «в три погибели», опустите плечи и голову и вызовите состояние радости. Не получается? И не получится, потому что сгибает нас несчастье, а радость, наоборот, заставляет раскрыться.

2) Читаем визуальную информацию (работа с ассистентом).

Поза тела, мимика, жестикуляция, которыми пользуется человек в каждую минуту, неслучайны, они являются прямыми выражением его психического состояния. Может ли вы определить это психическое состояние сейчас мы и проверим.

(Ассистент показывает различные позы).

1. Руки заложены за спину , голова высоко поднята, подбородок выставлен.
2. Наклон головы в сторону.
3. Корпус подан вперед, руки на бедрах.
4. Скрещенные конечности.
5. Стояние, опираясь руками о стол, стул.
6. Закладывание больших пальцев рук за пояс или в карманы.
7. Стоять, сжимая кулаки.
8. Руки с расставленными локтями заведены за голову.
9. Протирание стекол очков, перемещение дужки их оправ в рот.
10. Постукивание ногой по полу.

3) Работа с текстами художественной литературы.

Определить художественное произведение, из которого взят отрывок. Проанализировать все средства невербальной коммуникации, использованные в тексте.

«Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукой у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого.

— Да, да, — закивал тот головой, — да, непременно.

Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая все время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения и значительно ударил себя в грудь».

«Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское (рукопожатие), он три раза по-русски, поцеловался с ним, то есть, три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек, и проговорил: „Добро пожаловать“. Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман».

«Пьер с Анной Михайловной, проходя мимо, невольно заглянул в ту комнату, где, разговаривая, сидели близко друг от друга старшая княжна с князем Василием. Увидав проходящих, князь Василий сделал нетерпеливое движение и откинулся назад; княжна выскочила и отчаянным жестом изо всей силы хлопнула дверью, затворяя ее. Жест этот был так не похож на всегдашнее спокойствие княжны, страх, выразившийся на лице князя Василий, был так несвойственен его важности, что Пьер, остановившись, вопросительно, через очки, посмотрел на свою руководительницу. Анна Михайловна не выразила удивление, она только слегка улыбнулась и вздохнула, как бы показывая, что всего этого она ожидала».

4) Самооценка жестикуляции

Известный ученый А.Ф.Кони писал: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно».

Проведем небольшой тест на самооценку жестикуляции.

1. Думаете ли вы об употреблении того или иного жеста во время беседа?
2. Есть ли у вас типичные жесты?
3. Бывали ли случаи, когда жесты собеседника являлись для вас неожиданными?
4. Возникают ли у вас ощущение неуместности жеста?
5. Отрабатывали ли вы у себя определенный жест?
6. Случалось ли вам употреблять жест — экспромт?
7. Возникает ли у вас ощущение, что вам мешают ваши руки?
8. Довольны ли вы своей жестикуляцией

Закончить наше тестирование мне хотелось бы словами: «Лучшим жестом является тот, которого не замечают».

IV. Обобщение

Давайте создадим некий свод правил, регулирующих нашу с вами невербальную сторону общения.

1) Твердое, уверенное рукопожатие, сопровождаемое взглядом в глаза.
2) Сочувственный наклон головы подбадривает собеседника и вызывает желание продолжить разговор.
3) Сидящий человек обычно откровеннее стоящего.
4) Информацию подают в самом начале беседы, а просьбу оставляют на конец.

V. Заключительное слово учителя

В деловой коммуникации при использовании вербальных и невербальных средств успеха добивается тот, кто знает, как стимулировать человеческие эмоции. В деловом общении важно помнить об энергетике, которую создает человеческая речь, ее экспрессивность, тональная вариативность. Об этом более подробнее на следующем уроке. Но вы не должны забывать, что собеседнику импонирует, когда партнер не суетиться и произносит фразы уверенно и внятно, выражая при этом свою позицию. Единство манеры поведения и речи создает ситуацию доверия, которая, в свою очередь, ведет к успеху. И помните: успех — это 10% везения плюс 90% потения. Так вот я вам желаю 100% успеха во всех ваших начинаниях.

VI. Домашнее задание

Подготовить письменный ответ на вопрос: «От чего, на наш взгляд, зависит успешность делового общения?».

Категория: