Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок-проект «Национальное богатство страны»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Назарян Лусик Юрьевна учитель начальных классов первая квалификационная категория высшего уровня ГУ «Физико-математический лицей отдела образования акимата города Костанай», г. Костанай, Костанайская область

Назарян Л.Ю.

Цели урока:

Воспитывать личность, имеющую представления о роли государства в жизни человека; имеющую знания о составляющих понятия «Национальное богатство страны»; умеющую применять полученные знания для решения конкретных жизненных ситуаций.

Развивающая Воспитывать личность умеющую логически мыслить, рассуждать, формировать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать.

Воспитывающая Воспитывать бережное отношение к окружающей среде ,патриотизм и активную гражданскую позиции.

Задачи:

  • Раскрыть составляющие понятие «Национальное богатство страны».
  • Показать роль государства в жизни каждого человека.
  • Ознакомить с алгоритмом рассуждения при раскрытии понятия «Национальное богатство страны».
  • Обеспечить творческими заданиями формирующие и развивающие функциональную грамоту.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, аудиосистема, флипчарт, разноцветные шляпы для работы в группе, конверты с заданиями для каждой группы. Все видеофрагменты, аудиозаписи, использованные во флипчарте, записаны и смонтированы специально для данного урока.

Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

 

Действия учащихся

1

Организационный

момент

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.Пусть хорошее настроение будет сегодня нашим спутником.

Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс .

И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.

Надеюсь, что вместе мы сможем сегодня , решить трудные и интересные задания , потому что

 

 

2

 

«Никто не знает так много, как все мы вместе!» Вы согласны со мной?

– Мы будем думать, размышлять , учиться формулировать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать, применять полученные знания на практике.

 

3

Сообщение темы и цели урока

Работа по теме

  • Актуализация опорных знаний

Мозговой штурм

 

 

  • Работа с понятием

–Тема нашего урока «Национальное богатство страны»

 

– Какая страна вы считается богатой ? Почему?

– Мы должны с вами за урок ответить на вопрос:

Отчего зависит уровень жизни людей в стране?

 

 

 

– Как вы понимаете выражение национальное богатство?

Значит, Национальное богатство то, то чем владеет страна.

– А чем может владеть страна?

– Правильно, территория.

– Есть территория, что нужно еще?

 

– Правильно . Все это называется – природные ресурсы. Молодцы!

Имея природные ресурсы, территорию, что развивается?

Что они с ними делают?

 

– Правильно. Конечно. Без развития промышленности и сельского хозяйство государство не может считаться богатым.

 

– Значит, чтобы оценить национальное богатство страны, нужно определить :

1. какой территорией она владеет

2. какими природными ресурсами богата

3. как развита промышленность и сельское хозяйство , на основе имеющихся природных ресурсов.

 

Дети предполагают..

Страна богата, если у неё хорошая территория, есть природные ресурсы, есть предприятия.

Мнение детей.

 

 

 

Все чем владеет определенная страна.

 

 

 

 

 

Территория.

 

 

 

Леса, поля, реки, моря.

Промышленность, Сельское хозяйство. Организации.

 

 

 

 

 

4

 

 

 

  • Закрепление

 

 

 

 

 

 

– Я знаю , что вы любите работать методом шляп. Каждому из вас в этот раз представилась возможность поработать в различных группах. Вспомните , что делает группа .

 

 

 

 

 

 

 

– Попробуем найти положительные и отрицательные стороны даже у богатой страны. Прочитайте текст. Обсудите понятие национальное богатство с позиции разных шляп.

Тексты у детей. Чтение текста

Национальное богатство страны  это не только ее природные ресурсы. Национальное богатство страны-это ее показатель экономического могущества, который складывается из стоимости всего, чем страна владеет: природных ресурсов, заводов и фабрик, жилых строений, имуществом ее граждан .Если граждане страны обеспечены товарами и услугами, необходимыми для комфортного и безопасного существования, можно говорить о высоком уровне жизни. Сами по себе богатства недр, лесов , вод не гарантируют процветания страны. Та страна богаче, чье население живет в таких условиях , что всем гражданам доступно образование, развитое медицинское обслуживание, культура, а состояние окружающей среды не вызывает опасений. Главный фактор определяющий уровень жизни население-обеспеченность материальными благами (товарами) и услугами. Чем больше страна производит, тем больше ее граждане могут потреблять. И лучшие условия страна может дать для жизни в будущем .Если страна нищая, то, все ,что произведено ею ,идет на потребление. Если часть произведенного страна может направить на накопление, появляются средства на строительство новый предприятий, разработку новых месторождений, обновление техники. Такое государство обеспечивает высокий уровень благосостояния граждан. Значит, уровень благосостояния государства зависит от уровня развития экономики.

Дети вспоминают функции каждой шляпы:

  1. Белая – цифры и факты

  2. Синяя – учитель

  3. Зелёная – творчество.

  4. Красная – чувства и эмоции

  5. Чёрная – писсимизм

      6. Желтая – позитив

 

 

Обсуждение с позиции разных шляп

 

  •  

Можно сделать вывод: любое явление в нашей жизни имеет и плюсы и минусы. Их надо учитывать в повседневной жизни.

 

 

5

Проект

– Теперь на практике попробуем применить полученные знания. Для этого используем метод проектов.

 

– Представьте себе, что Вам во владение дали территорию и вам из неё нужно сделать богатую страну с высоким уровнем жизни людей..

 

 

– У любой страны должно быть название. Сейчас каждая группа выберет Название страны.

– Приклеиваем название.

– Молодцы. У нас есть название. Теперь что нужно определить? Правильно, выбрать территорию.

 

– У каждой группы лежат конверты с описанием территории.

Это 5 текстов Г.Сладкова «Разноцветная земля» –

– Внимательно прочитайте текст. Выберите территорию ,которая подходит к стране.

– Подумайте! Приклейте.

– Теперь нам нужно будет определить какие природные ресурсы, могут быть в вашей стране, исходя из территории и природно-климатических условий.

– Но сначала вспомним, какие бывают природные ресурсы? Приведите примеры.

– Достаньте из конверта карточки и выберите природные ресурсы, которые подходят вашей стране. Внимательно читайте текст!

– Приклеиваем природные ресурсы.

 

 

 

– А теперь поиграем. Разделите отрасли по ресурсам.

– Молодцы!

– Пользуясь ресурсами вашей страны постройте свои предприятия ,организации сфер услуг, Подпишите их. То есть, чем богата ваша страна. Докажите, что у вас развитая богатая страна.

– Работаем дружно, слушаем друг друга. Не забываем про время. Обратите внимание на таймер.

Индивидуальная помощь со стороны учителя.

– Вернемся к кластеру. Кластер это ваш план рассказа. Значит, национальное богатство страны это

А теперь мы послушаем презентация своих стран.

– Молодцы!

1 страна – Белая земля (Арктика)

2 страна – Седая земля (Тундра)

3 страна – Зеленая земля (Тайга)

4 страна – Серебристая земля (Степь)

5 страна – Пестрая земля (Горы)

– Умнички. Хорошо потрудились!

– У вас получились богатые страны.

По одному представителю выходят и выбирают из конверта НАЗВАНИЕ СТРА

 

Приклеивают картинку-территорию.

 

 

Горные породы, горючие полезные ископаемые, растения, животные,

 

Дети приклеивают выбранные ресурсы.

 

 

Дети выходят к доске и переносят природные ресурсы и отрасли.

 

 

У детей карточки с изображением природных ресурсов и отраслей – дети выбирают те ресурсы, которые могут быть в их стране в зависимости от территории и приклеивают в проекте.

 

 

 

 

 

Дети придумывают, чем занимаются на предприятиях их страны.

Дети по кластеру рассказывают: территория, природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство.

 

 

 

 

Защищают свои проекты, обосновывают выбор ресурсов.

6

Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– В какой стране мы живем?

– Как вы думаете, богата ли наша страна?

– Какие есть национальные богатства в нашей стране?

– Территория. Докажите, что наша страна богата территорией.

 

– Казахстан – это кладовая природных ресурсов. Вы согласны с этим выражением?

 

– А вот как рассказал нам о природных богатствах Казахстана

– А предприятия ? Какие заводы и фабрики есть в Казахстане? –

 

Кто построил эти заводы и фабрики?

– Благодаря кому развивается сельское хозяйство? Правильно использует природные ресурсы?

– А как вы думаете, что является главным богатством нашей страны? Докажите?

– Правильно, дети. Народ. – Наш президент Н.А.Назарбаев в своем послании к народу сказал, что главное национальное богатство государства – народ!

 

Казахстан

Да!

 

Дети рассказывают о государстве.

Дети приводят примеры: полезные ископаемые, животные, растения.

ССГПО, и т.д.Дети приводят пример

Народ.

 

Дети приводят пример выдающихся людей РК

 

Люди.

Народ.

7

Итог.

 

– Ребята, какой вопрос мы ставили себе перед уроком?

– Как вы считаете, отчего зависит уровень жизни людей в стране? Мы ответили на вопрос?

Правильно, от нас с вами.

– Вы строили страны, выбирали ресурсы. И какой страна получилась, зависело только то вас. – Я надеюсь что, когда вы вырастите, то тоже внесете вклад в развитие страны. Вы – будущее страны. И как мы с вами будем жить зависит только от нас.

Спасибо за урок. До свидания!

Отчего зависит уровень жизни людей в стране?

 

 

 

 

Презентация «Национальное богатство страны»

Категория: