Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка: «Будущее время глагола»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Малыш Татьяна Ивановна, учитель начальных классов первой квалификационной категории высшего уровня, КГУ «Смирновская средняя школа № 1» Аккайынский район, Северо-Казахстанская область, с. Смирново

Малыш Татьяна Ивановна

Цели: Сформировать понятие о будущем времени глаголов, о формах будущего времени глагола.

Задачи:
1. Выявить знания учащихся о глаголах.
2. Научить распознавать простую и сложную форму глагола
3. Закрепить знания учащихся путём практической деятельности.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

— Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, Подарите свои улыбки и нашим гостям. Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

2. Чистописание

— Найдите букву, отличную от других:

Е О И М Ю У

— Дайте ей характеристику. (Согласная, непарная, звук обозначает звонкий мягкий или твердый).

— То вниз, то вверх бежит перо,
Рисуя букву М, — 
Как бы спускаешься в метро
И вверх идешь затем.
(С. Маршак)

МмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМ

3. Словарная работа

— Ребята, я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать и записывать отгадки. (ответы на 3 языках)

Кто в густом лесу живёт
И с куста малину рвёт
А как вьюга засвистит,
Он в берлоге крепко спит?
(медведь, аю; беа)

Белым был зимою снежной,
Летом он сменил одежду:
Серым стал косой зверёк
Кто узнал пусть назовёт. (заяц; қоян, хэа)

На окне дремала птица.
— Галка! Галка! Что Вам снится?
Отвечала птица сонно:
— Я не галка, я... (ворона, қарға, крау)

Птица — «будильник» (петух, әтеш, кок)

Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока, сауысқан, фоти)

«Му» и «му»
Молоко кому? (корова, сиыр, кау)

Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка!
Но каждый горб — не горб, амбар!
Еды в них — на семь суток! (верблюд, түйе, кэмел)

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу ни поплыл
Всех проглотит...
Ответ: Крокодил, қолтырауык, крокодайл,

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Ответ: Лягушка, бақа, фрог

— Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга по словарю в учебнике. Оцените своего товарища. (0— 5, 1, 2— 4, 3, 4— 3, более 4 ошибок — 2)

Составьте предложение с одним из слов. Разбор по членам предложения и указать части речи. (В Африке живет злой крокодил. Корова дает вкусное молоко.)

4. Актуализация знаний

— Какие самостоятельные части речи вы знаете?

Что это за часть речи?
Что без меня предметы?
Лишь названья
Но я приду — всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят,
И рожь в полях растёт. (глагол)

— Итак, мы изучаем тему «Глагол» — кластер

5. Введение в тему

Однажды на уроке русского языка учительница спросила Лентяйкина:

— Если я говорю: Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?

Лентяйкин не задумываясь воскликнул: Утро!

— А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница? (В настоящем времени.)

— Сформулируйте тему урока. (Время глагола.) — кластер

— Правильно. И первым делом отправимся в гости к очень хитрому глаголу.

6. Актуализация знаний. (составление кластера)

Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрел.
«Ухожу», — кричит сегодня.
«А вчера, — кричал, — ушел».
«Завтра, — скажет, — я уйду!»
Позавидуйте ему!

Мозговой штурм

— Ребята, сколько мы знаем времен у глагола?

— Какие времена встретились в стихотворении у глагола уходить?

— Какие слова помогли определить время? (Сегодня, вчера, завтра.)

— Как еще можно определить время глагола? (По вопросу и по суффиксу — л—  у пр. времени.)

— На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.

— На какие вопросы отвечают глаголы настоящего? Приведите примеры.

— Какие действия обозначают глаголы будущего времени? На какие вопросы они отвечают?

— С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться определять время глагола. Правильно употреблять в речи глаголы каждого времени.)

— Хорошо, но этим вы занимались на предыдущих уроках.

— А теперь, нам нужно более точно сформулировать тему нашего урока. (Будущее время глагола) (слайд № 1)

Объяснение нового материала

— На доске слова (слайд № 2)

Спою, улечу, прочитаю, упаду
Буду петь, буду летать, буду читать, буду падать.

— Что общего у этих слов? (глаголы, буд время, 1 лицо, ед. число)

— По какому признаку глаголы разбиты на 2 группы? (Первая — глаголы будущего простого времени, а вторая — будущее сложное время)

— Почему не можете ответить на этот вопрос? (Не хватает знаний)

— По внешнему виду, чем отличаются эти столбики? (В первом будущее время образовано одним словом, а во втором двумя)

— Так я вам подскажу, что во втором столбике — это будущее сложное время, а кто тогда догадался, как называется форма глагола в первом столбике? (Верно)

— Назовите тему урока. (продолжение кластера)

— Ребята, в русском языке есть две формы глаголов будущего времени. И сегодня на уроке мы изучим простую и сложную форму глаголов будущего времени. Задайте вопрос к первой группе слов, а теперь ко второй. Чем отличаются вопросы?

7. Физминутка

Я назову глаголы, если это
Н. в. — руки на пояс
П. в. — присядьте
Б. в. — ходьба на месте

Крутил, несёт, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел.

— Кто— то может ответить на вопрос: какую форму глаголов будущего времени называют простой, а какую сложной? (Учащиеся высказывают свои предположения, учитель делает вывод).

— Давайте проверим наш вывод и прочитаем правило в учебнике. (Учащиеся читают правило в учебнике).

— На какие же вопросы отвечают глаголы будущего времени? Что такое простая форма глагола будущего времени? Сложная форма?

— Совпадает наш вывод с правилом? Молодцы! (слайд 3)

8. Первичное закрепление

1) работа по учебнику

С.70 у. 146 — у доски (записать глаголы в двух формах)

2) работа по карточкам по вариантам

— Выпишите глаголы, поставьте их в будущем времени. Определите число у глаголов.

1 в. Вышел старик— годовик. Махнул он рукавом и пустил птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик— годовик первый раз, — полетели первые три птицы.. Повеял холод, мороз.

2 в. Наступила тёмная ночь в лесу. Светит луна на лесную поляну. Трещат ночные кузнечики. Поют в кустах соловьи. Журчат скрытые лесные ручейки.

Самопроверка (слайд). Оценивание. (0— 5, 1— 4,2,3— 3, более — 2)

9. Игра «Подбери слово», указать его время

— Подумайте, как связаны слова в первой паре и назовите слова, подходящие по смыслу вместо пропуска

Котлеты жарят, а суп варят.
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стенку____ вбивают. (Какое время?)
Топором рубили, а пилой ___ пилили. (Какое время?)
Ластиком будут стирать, а ручкой___ будут писать. (Какое время?)
Рыбы уплывут, а птицы ___ улетят. (Какое время?)
Платье будут шить, а шарф___ будут вязать. (Какое время)

(если правильно — хлопок, неправильно — поднимают руку и исправляют)

10. Работа в парах

Карточки с глаголами, выбрать глаголы будущего времени. указать его форму.

Глаголы

Будущее простое время

Будущее сложное время

тает

 

 

купит

+

 

будет печь

 

+

собрал

 

 

уедет

+

 

потеряет

+

 

дует

 

 

будет строить

 

+

Фронтальная проверка. Оценивание. (0— 5.1— 2 — 4, 3— 3, более — 2)

Доп. Задание: «Верные — неверные утверждения»

1. Глагол — это часть речи. (да)
2. Он обозначает признак предмета. (нет)
3. Является главным членом предложения. (да)
4. Изменяется по числам. (да)
5. Имеет две временные формы. (нет)
6. Прилетит — это глагол будущего времени (да)

Лист ответов

 

1

2

3

4

5

6

+

-

+

+

-

+

 

Проверка. Оценивание

11. Итог урока:

— Так что же вы узнали сегодня на уроке? (слайд)

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. У вас есть стикеры с солнышком. Нарисуйте солнышку улыбку, на сколько комфортно вы себя чувствовали на уроке.

Выберите любое из слов и продолжите предложение

— Умею (отличать глаголы от других частей речи.)
— Могу (изменять глаголы по временам.)
— Умею (определять времена глагола.)
— Знаю (две формы будущего времени)

Прикрепите их на лестнице успеха.

12. Домашнее задание

С.69 — правило, у.149

Категория: