Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка: «Имя числительное»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Донец Ольга Казимировна
учитель начальных классов
специалист высшего уровня
квалификации первой категории
Первого городского общеобразовательного
лицея г. Петропавловска

Донец О.К.

 

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тип урока: обобщающий

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся и систематизация знаний учащихся по теме «Имя числительное», через использование разнообразных заданий, развивающих память, внимание и логическое мышление.

Задачи:

1. Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя числительное», показать практическую значимость этих знаний для человека.
2. Развивать орфографическую зоркость через систему упражнений, коммуникативные навыки учащихся, посредством использования новых компьютерных технологий.
3. Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, любовь к природе.

Оборудование:

Для учащихся: кроссворд по теме «Имя числительное».

Для учителя: Сценка «В зоомагазине», видеофильм «Прогноз погоды», презентация, компьютер, телевизор.

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

Запиcать элемент 5 раз.

— Слово какой части речи я использовала для того, чтобы точно понять и правильно выполнить задание? Что такое имя числительное?

III. Словарная работа

— Правильно вписав названия чисел в горизонтальные ряды кроссворда, вы получите в вертикальном ряду имя числительное, в котором часто допускаете ошибку.

(40,50,300,90,16,15,70,20,17,60,700).

— Проверка: одиннадцать.

— Образуйте порядковое.

— Какие числительные называют порядковыми? Количественными? (слайд)

IV. Повторение изученного материала

1) Видеофрагмент «Прогноз погоды»

Задание: запомнить числительные в том разряде, в каком они употреблены.

Сегодня 18-ое ноября. Послушайте прогноз на погоды на 19-ое ноября. Столбик термометра опустится до отметки -13оС. Ветер северо-западный, 5 м /с. Атмосферное давление 700 мм рт. ст.

— Запись в столбик. Проверка.

Задание: от количественных числительных образовать порядковые, от порядковых — количественные. Записать их во второй столбик.

— Проверка.

— Чем отличаются количественные числительные от порядковых? (слайд)

2) «Третий — лишний» Слайды: Три, пять, пятый; третий, лисий, седьмой; пять, пятак, шесть; пять, другой, второй.

— Какую роль в нашей жизни играют числительные?

3) Сценка «В зоомагазине» (видеофрагмент)

Два школьника встретились в зоомагазине.

— Давайте угадаем, каких птиц они купили. (Слайд «Ребусы»: )

Мальчики спрашивают друг у друга:

— У тебя сколько?

— Два.

— А у тебя?

— Две.

— Каких птиц купил Рома, а каких Рафаэль?

— Почему вы так решили? Какие ещё числительные изменяются по родам?

— А если бы мальчики купили 3 птицы, можно ли было по репликам узнать, у кого какие птицы?

4) Составь и запиши пословицы.

— Проверка. Задание: определить род числительных.

— Приведите примеры порядковых числительных.

V. Физминутка

(фрагмент мультфильма «Цветик — семицветик»)

VI. Систематизация знаний

Слайд. Изображение лебедя.

— Что вы знаете об этой прекрасной птице?

Слайд (текст «Лебедь»)

а) Задание: списать текст, вставив пропущенные буквы; из слов для справок выбрать нужные числительные, записать их прописью.

— Проверка.

б) Задание: подчеркнуть только сложные числительные.

— Какие слова называются однокоренными?

в) Выписать однокоренные числительные.

— Когда пишется Ь в середине? На конце? (слайд)

г) Задание: записать в 2 столбика: 700, 602, 5, 63-ий, 80, 17, 75-ый, 16 (слайд)

— Проверка.

VII. Итог урока

— Оценивание работы учащихся на уроке.

— Домашнее задание