Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка: «Односоставные предложения. Обобщение»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Курмангужинова Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Мамлютская школа-гимназия № 1», СКО, город Мамлютка

Курмангужинова Любовь Ивановна

8 класс

Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по разделу «Односоставные предложения»

Задачи:

  • Закрепить и систематизировать знания о видах односоставных предложений.

— Формировать умение различать виды односоставных предложений.

  • Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

— Совершенствовать коммуникативные навыки при работе в группе, умение работать с текстом, анализировать;
— Воспитывать любовь к русскому языку

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Формы: фронтально-коллективная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник, карточки, слайды, раздаточный материал, листы оценивания.

План урока

I.Оргмомент.
I.Положительная мотивация.
III.Постановка темы и цели учащимися.
IV.Проверка пройденного материала.
V. Работа с текстом и его редактирование.
VI.Работа в группах: составление Ментальной карты по односоставным предложениям. Проверка и взаимооценивание.
VII. Домашнее задание (разноуровневое).
VIII.Рефлексия.

Ход урока

I.Организационный момент. Учащиеся занимают места по группам (деление происходит в результате жеребьевки)

II. Положительная мотивация

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. И я, прежде чем приступить к его проведению, хочу определить ваше настроение. У вас на столах фигурки: зеленые листочки, красные сердечки и пятиконечные голубые звездочки. Вам нужно выбрать одну из них. Если вы выбираете листочек, значит вы на данный момент совершенно спокойны, если сердечко, то вы готовы к уроку, полны сил, а если звездочку -вы тревожны, беспокоитесь. Выбирайте фигурку по своему настроению. А теперь покажите. Все понятно(почти все выбирают листочек).

Теперь я смело могу начинать урок.

III.Постановка темы и цели учащимися

— Какой урок у нас?

— Поэтому, какова цель нашего урока?

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Ребята, сегодня вы работаете по группам. Определитесь, пожалуйста, с лидером. Он же консультант. Оценочные листы перед вами. Как с ними работать вы знаете.

Вопросы и задания составлены по Таксономии Блума, хорошо известной вам. Вспомним ступени ее.

План работы будет следующий.

1.На знание и понимание: Проверка изученного материала по теме: Односоставные предложения.
2.На применение и анализ: Работа с текстом и его редактирование.
3.Синтез и оценка. Составление группой Ментальной карты по односоставным предложениям.
4.Проверка и взаимооценивание.
5.Домашнее задание (разноуровневое).

IV. Проверка изученного материала по теме: Односоставные предложения.

Фронтальный опрос

— Какие предложения называются односоставными?

— Назовите, на какие группы они делятся?

— Назовите типы (каждая группа по одному).

— А теперь давайте каждый тип односоставных предложений представим группой, кто какой назвал.

Учащиеся перечисляют особенности типа предложения, сопровождая примерами из упр. № 223, которое было дано в качестве домашнего задания.

V. Работа с текстом и его редактирование

Картина «Зима в парке»

Картина «Зима в парке».

Поэтическая минутка (Учитель читает стихи).

На дворе мороз крепчает,
В сером небе полутьма,
Снег сугробы наметает,
На порог пришла зима.
За окошком снег летает,
Вихри снежные крутя,
Вот лежит он и не тает,
На плечах у декабря.
Иду по парку городскому
Холодным воздухом дыша,
Как тут скажешь по-другому
«Зима, ну как ты хороша!!!».

Текст (у каждой группы на карточках)

Наступила зима. Мороз сковал льдом реки и озера. Пушистый снег покрыл все вокруг. Улица так и манит нас. Мы берем лыжи и санки и спешим в лес, на ледяные горки. Мы идем и не можем надышаться свежим морозным воздухом.

Задания:

1 группа. Прочитайте текст. Докажите, что это текст.

2 группа. Охарактеризуйте предложения по наличию главных членов, назовите грамматические основы;

3 группа. Объясните все орфограммы;

Общее для групп. Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные;

— Запишите полученный текст;

Примерный текст учащихся: Зима. Мороз. Пушистый снег вокруг. Нас так и тянет на улицу. Берем лыжи и санки и спешим в лес, на ледяные горки. Не могу надышаться свежим морозным воздухом.

Проверка работы.

— Прочитайте свой текст.

— Какие типы односоставных предложений вы использовали?

— Как изменился текст?

— Какому стилю речи свойственны односоставные предложения?

— Сделайте вывод.

Учащиеся делают вывод: использование коротких простых предложений- это особенность разговорной речи, такие предложения делают речь экономнее без ущерба для смысла, выразительнее.

VI. Составление Ментальной карты по односоставным предложениям

(работа в группах).

Проверка и взаимооценивание. (Учащиеся оценивают карты друг друга, оставляя комментарий на стикерах. Оценки заносят в оценочные листы)

Листы оценочные сдаются учителю для дальнейшего анализа.

VII. Домашнее задание разноуровневое (на карточках каждому ученику).

1 уровень — Упр.236

2 уровень. Выписать из текста книги, которую читаете, пять односоставных предложений разных типов.

3 уровень. Составить тест по теме «Односоставные предложения (6 вопросов, 4 варианта ответа) .

4 уровень. Написать сочинение-эссе «Здравствуй, зима-волшебница» с использованием односоставных предложений, средств художественной выразительности: эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений….

VIII. Рефлексия

— Что повторили сегодня?

— Какой этап был самым интересным?

— А какой трудным?

А настроение, какое у вас на данный момент? Покажите фигурку (все выбирают сердечко и оставляют его себе на память об уроке).

Благодарю за урок!

Список используемой литературы:

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. — М.: ИОСО РАО, 1994. — 228 с.
2. Бьюзен. Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам [Текст]: — Минск.: Росмэн-Пресс, 2007
3. Интернет-ресурсы

Приложение

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: