Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка «Распространённые и нераспространенные предложения»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Неклюдова Ирина Васильевна, учитель начальных классов, высшая категория высшего уровня квалификации, КГУ «Школы-гимназии № 10» города Усть-Каменогорска

Урок русского языка «Распространённые и нераспространенные предложения»

Класс: 2

Цели урока:

1. Сформировать знания о распространенных и нераспространенных предложениях.
2. Развивать навыки грамотного письма, воображение, умение рассуждать.
3. Воспитывать чувство прекрасного, любви к природе.

Демонстрационный материал: мультимедийное сопровождение урока

Оборудование и раздаточный материал:

  •  Русский язык: Учебник для 2 класса / Никитина С.А., Якунина Л.П., Мендекинова. Р.Т.- Алматы: «Атамура», 2009 г.;
  •  рабочая тетрадь;
  •  разноуровневые карточки с заданием для групповой работы.
  •  тесты

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой

Прочитайте слова римского поэта Горация:

«Если знаешь что-нибудь получше, поделись;
Если нет, у меня поучись»
Гораций

— Как вы их понимаете?

Оформление классной работы в тетради

— Откройте тетради. Запишем в них число, классная работа.

2. Минутка чистописания

— Отгадайте загадку: Мы бублик разломили и в букву превратили.

Каллиграфическая минутка буква Сс.

3. Словарная работа

— Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы «С».

ОБИСПАС, КАООРС, ОБСАКА, БАТОУБС, ОСЛЕВОЙ.

(Спасибо, сорока, суббота, соловей, собака.)

— Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную.

— Давайте проверим, как вы записали.

4. Изучение нового материала

— Рассмотрите рисунок. Кто сидит на дереве? (Птичка)

— Это соловей. (прослушивание песни соловья)

— Что делает соловей? (соловей поёт)

— Что мы составили? (Предложение)

— Назовите грамматическую основу этого предложения.

— Давайте дополним предложение.

— Что поёт соловей? Какую?

— Сравните два предложения: Соловей поёт. Соловей поёт звонкую песню.

— Чем отличается первое предложение от второго?

— Чтение правила (в учебнике): Предложение, которое состоит только из грамматической основы, называется нераспространённым. Предложение, в котором есть грамматическая основа и второстепенные члены предложения, называется распространённым.

5. Первичное закрепление материала

А) — А когда к нам прилетают соловьи? (Весной)

— Послушайте отрывок из произведения Петра Ильича Чайковского «Времена года» (Воспроизведение музыкального фрагмента. «Времена года. Апрель»)

— О каком времени года этот фрагмент?

— Какое настроение нам передает композитор П. И. Чайковский?

— Прочитайте текст, записанный на доске.

Светит солнце. Прилетают птицы. Появляются листочки.

— Какие это предложения распространённые или нераспространённые?

— Преобразуйте предложения, используя предложенные слова.

Б) Запись текста.

— Как можно озаглавить получившийся текст?

Весна.

Светит яркое солнце. Прилетают перелётные птицы. Появляются зелёные листочки.

— Какие предложения мы записали? (Распространённые).

Вывод: Предложения могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения и нераспространенными, если нет второстепенных членов предложения.

6. Динамическая пауза — прогулка по весеннему лесу.

Руки подняли и покачали — это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем: крылья сложили назад.

7. Закрепление изученного. Групповая работа (по уровням)

1 уровень

Из данных слов составьте 2 предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое. Определите их вид.

Пошли, ребята, деревья, шумели

2 уровень

Распространите данные предложения.

Ребята пошли (куда?). (Как?) шумели деревья.

3 уровень

Составьте 2 распространенных предложения о весне, о птицах по схемам предложений:

Что сделала? какая? что?

Какие? Кто? Что делают? Откуда?

8. Контроль и самопроверка знаний. Тест

1. Подлежащее и сказуемое — это…

1) Части речи.
2) Главные члены предложения.
3) Второстепенные члены предложения.

2. Укажи нераспространённое предложения:

1) Подул холодный ветер.
2) На небе сияла луна.
3) Наступила зима.

3. Укажи подлежащее в предложении: Поляну утром освещает яркое солнце.

1) солнце; 2) утром; 3) поляну; 4) освещает.

4. Укажи распространённое предложение:

1) Бегут ручьи.
2) Весело поют птицы.
3) Бушуют метели.

5. Укажи сказуемое в предложении: Поляну утром освещает яркое солнце.

1) солнце; 2) утром; 3) поляну; 4) освещает.

9. Итог. Рефлексия

— Что нового узнали?

— Что вам понравилось на уроке?

10. Домашнее задание

стр 249, упражнение 632, выучить правило стр 248

Флипчарт

Скачать флипчартСкачать флипчарт

Категория: