Чуклина Е.Г. учитель русского языка СШ № 8 первая категория г. Петропавловск
Тип урока: закрепление. Урок в 9 классе
Технология дифференцированного обучения
Цель:
Учитель работает с группой на «3». Проверяет «5» и у доски
Учитель: Сегодня мы с вами повторим теоретические сведения по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными».
Задание № 1 (у доски) «4»
Используя схемы предложений, рассказать об основных видах сложных предложений. Подобрать примеры. Обоснуйте свой ответ. Какое из предложений не относится к теме вашего ответа и почему?
Трескался лёд, снег шуршал о каменную стену сторожки. Светило солнце ласково, и дышало утро раннее прохладой. Тихо пошёптывая, невзначай налетел ветер. Последним на карте был отмечен город, который расположен в тридцати километрах вверх по реке.
Задание № 2 (у доски) «3»
Используя план ответа, составьте связный рассказ по теме: «Типы СПП»
План ответа:
Задание № 3 (у доски) «5»
Заменить простое предложение с причастным оборотом на СПП с придаточным определительным. Выполните синтаксический разбор СПП.
Журналист, побывавший на целинных землях, написал интересный очерк.
Класс:
Задание № 4 (работа на месте, ряд) «5»
Найти соответствия. Заполните таблицу при помощи цифр.
1. ПП_________ | 1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы. |
2. ССП------ | 2. Читатель, общаясь с Пушкиным, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника. |
3. СБП------ | 3. Я поднял книгу, которая упала со стола. |
4. СПП------ | 4. Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы. |
5. По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха. | |
6. Он знал, что со стуком к нему в кабинет входит только директор театра. |
Задание № 5 (работа на месте, ряд) «3» Учитель работает с данной группой
Распределить признаки придаточного определительного и придаточного изъяснительного предложения в таблицу при помощи цифр.
Придаточное определительное
|
Придаточное изъяснительное
|
1. Отвечают на вопросы какой? какая? какое?
2. Придаточное относится к контактному слову, словосочетанию.
3. Придаточные присоединяются к главному предложению с помощью 3 средств: союзов, союзных слов, частицы ли, употреблённой в значении союза.
4. Относятся к именам существительным.
5. Придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов.
6. Контактные слова имеют значения речи, мысли, внутреннего состояния.
7. Придаточные всегда стоят после существительного, к которому относятся.
8. В роли контактных слов обычно выступают глаголы, реже другие части речи.
9. Придаточные могут занимать любую позицию по отношению к главному.
10. Придаточные занимают место после главного предложения или в его середине.
Что общего у придаточного изъяснительного и придаточного определительного?
правильный ответ:
1, 2, 4, 5, 7, 10, 2, 3, 6, 8, 9
Задание № 6 (работа на месте, ряд) «4»
Ответить на теоретические вопросы на месте пропусков. При затруднении используйте теоретический материал учебника.
Задание: «4»
Распределите СПП с придаточным определительным и СПП с придаточным изъяснительным. Расставьте знаки препинания. Графически докажите правильность вашего ответа. Определите роль союзного слова.
Все любовались новым домом который построили рабочие предприятия.
Я боялся что из моей затеи ничего не получится. Ей казалось что одна рука у него красная. Никто не подозревал что я собрал хорошую коллекцию камней. Новая квартира в которую мы переехали была на втором этаже.
Задание «5»
Задание: Составьте предложения. Определите вид придаточного предложения. Графически обоснуйте ответ. Начертите схемы предложений.
Задание: «3»
Пользуясь алгоритмом рассуждения при определении вида придаточных предложений, определите вид придаточного предложения.
Алгоритм рассуждения:
Задание № 1 «5» Учитель работает с данной группой
Можно ли данные предложения назвать текстом? Что следует сделать, чтобы получился текст? Отредактируйте текст, не записывая предложения. Начертите схемы предложения, определите вид придаточного. Определите стиль речи. Дайте письменно характеристику последнего предложения в вашем тексте.
Вот школа, в которой я учился. Небольшие деревца, которые мы сажали на школьном дворе, стали высокими и ветвистыми деревьями. Энск- небольшой городок, который стоит на берегу реки. Я увидел, что за последние годы город сильно изменился. Вот улицы, по которым я бегал мальчишкой. Я рад, что по-прежнему люблю свой родной город.
Образец правильного ответа:
Задание № 2 «4»
В приведённых ниже предложениях произведите синонимическую замену союзных слов что и который. Определите стилистические различия, учитывая следующую информацию: Союзное слово что характерно для разговорного стиля и употребляется только в И.и В. Падежах.
В нашей стране есть такие реки, которые не текут всё время по одному месту.
Я с уважением посматривал на солдат, которые готовились спускаться в бассейн.
Ребята, надо сходить назад и взять офицера, который ранен в подвале.
В небе появились реактивные истребители, которые летают быстрее звука.
Задание № 3 «3»
Среди приведённых ниже предложений выпишите такие, в которых союзные слова имеют устаревший характер. Для какого стиля речи свойственно употребление таких предложений?
А всё чуден и мост, по коем мы пойдём.
Порядок, с каковым обоз следовал за войском, в самом деле удивителен.
Школьник, с которым мы познакомились, родом из Китая.
Тут посетил я круглое, каменное строение, в коем находится горячий серный источник.
Вывод: Устаревшие союзные слова свойственны художественному стилю.
Задание № 4 «3»
Задание: Прочитайте предложения, определите вид придаточного предложения. Составьте схемы предложения. Допишите предложения, чтобы получилось СПП с придаточным определительным. Определите стиль речи.
Сделайте вывод, используя материал для справок.
Имя существительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.
Сложноподчинёнными называются предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами. Предложения, которые содержат сообщения, называются повествовательными.
Приставка — это часть слова…
Глагол — часть речи…
Материал для справки: В учебниках, словарях, научных статьях, книгах используется научный стиль речи. Основная цель научного стиля речи- точная передача научных знаний, информации.
Вывод: СПП с придаточными определительными используются в………… ……………….стиле речи с целью передачи………………………………….
Задание № 5 «3»
Задание: Прочитайте текст справки. Найдите СПП с придаточным изъяснительным. Определите стиль речи. Сделайте вывод, используя материал для справки. Напишите по образцу свой документ. Графически докажите, что перед нами СПП с придаточным изъяснительным.
Дана Петровой Ирине Сергеевне в том, что она действительно
является ученицей 6 класса средней общеобразовательной школы № 2
г. Омска.
Справка дана для предъявления в областную библиотеку.
Директор школы
Материал для справки: В различных документах (справках, расписках, приказах) используется официально-деловой стиль. Основная цель этого стиля речи — точная передача деловой информации.
Вывод: СПП с придаточными изъяснительными используются в………… ………………………..стиле речи с целью передачи……………………….
Уровень «А»
Задание: Записать предложение, расставить знаки препинания. Определить роль союзного слова в предложении. Какое предложение соответствует схеме / -/, (что).
Каждый человек — это мир который с ним рождается и с ним умирает.
Мы забрались на площадку где ожидал нас Грушницкий.
Мне казалось что небо стало ещё темнее.
Сегодня на геологической карте земли зафиксировано множество линий и разломов которые протянулись на тысячи километров по дну океанов.
Уровень «В»
Задание: Соедините половинки СП. Выделите главные и придаточные предложения. Начертите схемы. Распределите предложения, учитывая вид придаточного. Найдите ошибки, которые «вкрались» в задание.
1. Николай и не заметил, | 1. Надо прилежно учиться |
2. Чтобы получить хорошую профессию, | 2. Установилась теплая, солнечная |
3. Которая бывает в начале сентября, погода | 3. Тихо шелестящих под ветром |
4. Воздух пропитан ароматом трав, | 4. Что стало светать |
Уровень «С»
Задание: Ответьте на вопросы, чтобы получилось СПП с придаточным определительным. Графически объясните постановку знаков препинания.
Выполните синтаксический разбор одного предложения.
7 Дополнительное задание: тест
1. С помощью чего придаточные определительные прикрепляются к главному предложению?
2. Какой отличительный признак союзного слова?
3. Какой частью речи являются союзные слова?
4. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
5. Как присоединяется придаточное изъяснительное к главному?
6. Место придаточного по отношению к главному
7. Найдите предложение, соответствующее схеме /…., (что), /
8. Перед нами СПП с придаточным изъяснительным