Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка в 4 классе по теме «Обобщение о местоимении»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Соболева Жанна Викторовна учитель начальных классов, первая квалификационная категория высшего уровня. КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 31 г. Темиртау» Карагандинская область

Соболева Жанна Викторовна

Класс: 4 «А»

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Местоимение как часть речи»

Задачи:

Образовательные:

  • повторить определение местоимения как части речи, функции, роль в предложении
  • закрепить знания учащихся об изменении личных местоимений по числам, родам (3 л.)
  • закреплять умение склонять местоимения,
  • отрабатывать навыки правописания местоимений с предлогами,
  • уточнить синтаксическую роль местоимений в предложении.

Развивающие:

  • развивать каллиграфические, орфографические навыки
  • развивать речь, воображение

Воспитательные:

  • воспитание внимательного отношения к языку, сознательного отношения к учёбе (уроку), аккуратности в оформлении работ.

Ход урока:

1. Оргмомент

— Сегодня, ребята, мы начинаем изучать такую часть речи, о которой уже многое узнали в 3 классе. Наша задача — вспомнить об этой части речи все пройденное, чтобы подготовить основу для изучения нового материала. Я думаю, что если мы будем все работать, поддерживать друг друга, помогать, у нас всё получится.

2. Актуализация знаний. (Страница 2)

Прочитайте текст. Что бы вы в нем хотели исправить, изменить?

В декабре землю укрыл белый пушистый снег. Мы решили кормить птиц. Папа сделал кормушку. Он повесил кормушку за окном. Каждое утро к нам прилетали в... р... бьи. В... р... бьи с громким чириканьем клевали хлебные крошки. Однажды в столовую залетела с... ничка. Для с... нички мы стали вешать сало на нитке. А теперь каждый день прилетает с... рока. С... рока медленно клюет, в... р... бьи взволнованно чирикают на соседних ветках.

Заменяем повторы. (Страница 3)

3. Словарная работа

— В каких словах пропущены буквы? Какие это слова?

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Какое еще словарное слово заметили в тексте? (декабрь)

4. Обобщение о местоимении

— Слова какой части речи мы убрали? (Существительные)

Слова какой части речи вставили? (Местоимения) Почему? (чтобы не было повторов)

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Местоимение) (Страница 1)

— Что такое местоимение? (это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него)

Зачем нужны местоимения? (чтобы не было повторов)

— Какую часть речи заменяет местоимение? (имена существительные)

Местоимения делятся на 9 групп. Мы в начальной школе изучаем только те, которые заменяют существительные.

— Как называют эту группу местоимений? (личные) Почему? (указывают на лица, на собеседников)

— К концу урока мы заполним этот кластер о местоимении. (Страница 3)

А сейчас мы уже можем вписать вывод по предыдущему заданию.

— Что такое местоимение? (Местоимение — это часть речи, которая указывает на предмет, не называя его.)

Вписываем в кластер «Заменяют имена существительные»

— Как вы думаете, если местоимения заменяют имена существительные, могут ли они иметь признаки имени существительного? (Да) Давайте уточним, какие.

5. Сравните местоимения в этих предложениях.

Мы решили кормить птиц. Он повесил ее за окном.

— Чем отличаются? (единственное число и множественное число)

— Приведите свое примеры местоимений единственного и множественного числа. (я, она, ты — ед. число, они, вы — множественное число)

— Если в разговоре мы говорим о себе, Какое местоимение употребляем? (я, мы) Это будет какое лицо? (первое)

— Назовите местоимения 2 лица. (ты, вы) Это собеседники в нашем разговоре. Местоимения третьего лица (он, она, оно, они) называют лица, не участвующие в разговоре.

Заполните таблицу различия местоимений по лицам и числам. (Страница 5)

 

Ед. ч.

Мн. ч.

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они

— Почему в 3 лице три местоимения? (Местоимения 3-го лица ед. числа имеют род)

— Какой вывод можно записать в кластер? (бывают ед. числа и мн. числа, бывают 1, 2, 3 лица, в 3 лице ед. числа имеют род)

6. Спишите предложения, в которых есть скобки. Раскройте скобки в процессе записи

Как написали Существительные с предлогами? Почему?

— Что вы можете сказать о местоимениях? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно)

7. На какие вопросы отвечают личные местоимения? Личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные.

Значит, местоимения склоняются?

1 ряд — просклонять Я, мы
2 ряд — ты, вы
3 ряд — он, они

(представитель каждого ряда — у доски)

Проверка. Заполняем кластер: местоимения склоняются.

8. Синтаксическая роль в предложении. (Страница 6)

— Какую роль имена существительные выполняют в предложении? (подлежащего, дополнения, обстоятельства)

Давайте выясним, какую роль в предложении играют местоимения. Кому будет, трудно, или не успеет, может выполнить разбор этих предложений:

Он повесил ее за окном. Для нее мы приготовили сало на нитке.

Если быстро справитесь с работой, разберите еще и это предложение:

Каждое утро к нам прилетали воробьи.

Самым быстрым — придумать предложение по схеме, чтобы в нем были местоимения.

Проверка — 1 предложение подробно.

— Назовите предложения, в которых местоимения играют роль подлежащих.

— Встретились ли вам предложения, в которых местоимения являются дополнением?

Заполняем кластер: В предложении бывают подлежащим или дополнением.

9. Самостоятельная работа

Выписать местоимения из записанных предложений, определить у них число, лицо, род.

Он — ед. ч., 3 л., м. р., ее — ед. ч., ж. р., 3 л, к нам — мн. ч., 3 л., для нее — ед. ч., ж. р., 3 л., мы — мн. ч., 1 л..

10. Обобщение по кластеру

Что мы сегодня вспомнили о местоимении?

11. Тест

Подчеркните правильный ответ: (Страница 7)

1. Местоимение:

а) это слово
б) часть речи
в) член предложения.

2. Местоимение:

а) обозначает предмет
б) признак предмета
в) указывает на предмет, но не называет его

3. Личные местоимения:

а) отвечают на вопросы существительных
б) глаголов
в) нельзя задать вопрос

4. Подчеркни правильно составленные предложения:

а) Воробей подлетел к кормушке. Воробей стал клевать крошки.
б) Он подлетел к кормушке. Он стал клевать крошки.
в) Воробей подлетел к кормушке. Он стал клевать крошки.

5.По родам изменяются местоимения:

а) 1 лица единственного числа;
б) 3 лица единственного числа;
в) 2 лица единственного числа;

Проверка правильности выполнения теста по ключу на доске. (Сдвинуть картинку птичек. Под ними — ключ к тесту)
1б, 2в, 3а, 4в, 5б

12. Домашнее задание. Стр. 126. упр. 325.

13. Выставление оценок.

14. Рефлексия. (Страница 8)

— Кому было трудно на уроке? В чем было особенно трудно?

Прикрепите, пожалуйста, стикер к тому смайлику, который отражает ваше настроение после урока.

Презентация

СкачатьПрезентация

Список используемой литературы

1. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку».
2. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова «Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы».
3. С. Э Уразова «Стихотворения для уроков русского языка».
4. https://festival.1september. ru/articles/583132/
5. https://net-edu. ru/node/8822

Категория: