Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка в 4 классе по теме «Употребление личных местоимений в косвенных падежах»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Кузнецова Любовь Владимирова учитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 4» Г. Петропавловск, СКО

Кузнецова Любовь Владимирова

Задачи: развивать умение, употреблять личные местоимения в косвенных падежах; развивать орфографическую зоркость, умение работать в парах, группах; воспитывать у учащихся интерес к предмету, желание трудиться, самостоятельность, чувство гордости за выполненную работу.

Средства обучения: таблицы, карточки, ребус, учебник литературы (стр. 54)

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Орфографическая минутка

Стр. 54 (1 абзац), по «цепочке» (устно)

III. Повторение

Назовите слова из текста, которые относятся к изучаемой части речи. Что может рассказать о себе местоимение? Расскажите от первого лица единственного числа.

IV. Сообщение темы урока

— Сегодня на уроке мы будет употреблять местоимения в различных падежах. И свой урок мы свяжем с темой, которая близка каждому человеку.

— Отгадайте ребус

— Да, это семья, и у каждой семьи имеются родственники.

а) Выборочный диктант

Слушаем стихотворение «Моя родня», выбираем и записываем личные местоимения, у местоимений в косвенных падежах в скобках укажите начальную форму.

Нам он дядя — мамин брат,                               Двоюродную сестрёнку,
Он побаловать нас рад.                                     Как родную, я люблю
Мы — племянники ему,                                     С ней вместе мы с пелёнок,
Ласковому, доброму.                                         Её в обиду не даю.
Жезде — значит тётин муж,                               Жена брата — женеше,
Строг, но справедлив к тому ж.                          А ещё отец вообще…
Ну, а мамина сестра                                          Уважаем всей семьёй
К нам, как мать, добра, щедра.                         Нашей дружною роднёй.

Проверка. Как вы написали предлоги с местоименияями? Как определить падеж у местоимений?

б) Работа со словосочетаниями (в группах)

I группа (с учителем). Определить падеж, число. Вставить пропущенные орфограммы.

Рассказал о нас, играю с ним, под.рили мне, г.стили у нас.

II группа (самостоятельно). Списать, раскрывая скобки, указать падеж. Вставить пропущенную орфограммму.

Поб…жал от (она), увижусь с (ты), прих…дил к (он), узнал от (ты), г…ржусь (она), посм…трел на (он).

I группе составить предложение с одним из словосочетаний на тему «Семья»

в) Работа с деформированными предложениями (в парах). Из слов соберите предложение, так чтобы была смысловая связь.

1. д…ревне, м…я, ж…вёт, бабушка.

2. к ней, в…сенние, п…еду, я, к…никулы, в, гости.

Задание II группе:

1. Характеристика предложения, синтаксический разбор.

2. Морфологический разбор к ней.

г) Работа с текстом (по группам)

Самое прекрасное слово на земле — МАМА. У одного древнего народа для названия солнца и мамы было одно и тоже слово. Солнце самое яркое и горячее на свете, а мама- самый лучший, самый добрый для нас человек.

I группа. Списать текст. Вместо точек написать местоимения 2 лица единственного числа, определить падеж у местоимений.

Мама.

Мама — самый светлый, самый д…р…гой для…. Человек. Мама учит… д…бру, объясняет, что… непонятно. Когда… болен, она н…чами с…дит возле… . Везде и всегда… мама.

II группа. Списать текст. Исправить ошибки. У личных местоимений определит падеж.

Мама.

Мама! Ана ласковая и добрая. Снею всегда лехко и весило. Спасибо ее за тепло. Буть внимателен кней, заботься о ей, бириги её. Ана заслужыла это.

I группа. Просклонять местоимения 3 лица единственного числа.

II группа. Работа по карточкам.

V. Обобщение

— Что называется местоимением?

— Что имеет местоимение?

— Назовите местоимения 1, 2, 3 лица. Как изменяются местоимения?

— В предложении каким членом являются?

VI. Итог урока

— Мы сегодня говорили о семье, у каждого своя семья. Ребята, прочитайте предложения.

Семья. Она у нас одна.

— Назовите местоимения. Какое из них употреблено вместо имени существительного?

Семья. Она у нас одна, а когда в семье мир и согласие, то в такой семье уютно и тепло.

VII. Домашние задание

Написать сочинение на тему «Моя семья», используя личные местоимения в косвенных падежах.

Категория: