Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка в 4 классе: «Правописание жи-ши»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Цёмка Валентина Николаевна учитель русского языка и литературы первой категории, стаж 21 год, КГУ «Батпактинская ОШ» с. Покровка, Урджарский район ВКО

Цели:

1. Создать условия для закрепления правила правописания сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических заданий.
2. Способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся. Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, мышление, речь учащихся.
3. Воспитание чувства дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: Компьютер, конверты со словами для составления пословиц, карточки, плакаты с названием команд

Тип урока: урок-игра

Ход урока:

I. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

II. Мобилизующий этап

1. Объявление темы урока. Постановка целей.

Дорогие ребята! Увидев оформление сегодняшнего урока, вы догадались, что тема нашего урока «Правописание жи-ши». В ходе урока мы закрепим правило правописания сочетаний жи-ши и научимся использовать его при выполнении практических заданий.

2. Урок проводится в виде игры «Весёлое состязание». Класс делится на две команды: 1 — «Жи», 2 — «Ши». Объявляются капитаны команд.

3. Ребята записывают в тетрадях число, тему урока.

III. Начинаем наш урок

1.Фонетическая разминка.

Скороговорки. Кто быстрее и правильнее проговорит свою скороговорку.

1) Не живут ужи, где живут ежи.
2) У Миши машина, у машины шина.

2. Загадки

Отгадайте загадки. Ответы запишите в тетрадь. /Слайды 2-7/
Он высокий и пятнистый,
С длинной — длинной шеей,
И питается он листьями —
Листьями деревьев. (Жираф)

Сами крошки, боятся кошки,
Под полом живут, туда всё несут. (Мыши)

Мы — проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы,
В дождь — лежим,
В снег — бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи)

Я бываю разная:
Чёрная и красная,
Грузовая, легковая.
Кто же я такая? (Машина)

Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке. (Снежинки)

Мы раскрасим целый свет
В синий, в красный, в жёлтый цвет.
На зелёненькой лужайке
Скачут розовые зайки.
До чего же хороши
Для друзей...(карандаши)

3. Игра «Собери слова»

Все слова рассыпались на слоги. Ваша задача собрать слова (устная работа)

1) Моржи, пружина, животные.
2) Тишина, шиповник, малыши.

4. Физкультминутка (Слайд 8)

— Давайте немного отдохнем. Я называю слова. Если есть сочетание жи-ши, вы хлопаете в ладоши, если нет — поднимаете руки вверх.

Вершина, пружина, пушинка, хлопок.
Шишка, бычок, машинка, носорог.
Лежим, бежим, ходим, стоим.

5. Рассыпанные пословицы

— Веками человеческая мудрость передается из поколения в поколение в пословицах.

— Возьмите конверты, которые лежат у вас на столах, достаньте оттуда слова и соберите из них пословицы. Запишите в тетрадь

1) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
2) Хорошие речи приятно и слушать

Проверка коллективная с объяснением значений пословиц.

6. «Битва капитанов» /Слайды 10-15/

Выполнение тестовых заданий по теме урока. Каждый из капитанов имеет право на одну подсказку.

1. В каком словы пишется буква и?

А. Тиш.. на 

Б. Мыш..

В. Час..

Г. Камыш..

2. Найди слово, в котором допущена ошибка.

А. Камыши

Б. Душыстый

В. Жидкий

Г. Машина

3.В какие слова надо вставить букву ы?

А. Р.. ба

Б. Ш.. повник

В. Ш.. шка

Г. Маш.. на

Д. Ж.. раф

Е. Шкаф..

3. В какие слова надо вставить букву и?

А. Снеж.. нки

Б. Маш.. нист

В. Рыж.. ки

Г. Ланд.. ши

Д. Мал.. ш

Е. Ж.. раф

5. Вставь пропущенную букву

Мыш..                  Пуш.. нка
Кувш.. н               Ж.. знь
Крыш..                 Лыж..
Снеж.. нка            Камыш..
Этаж..                  Груш..
Мал.. ши              Ёж.. к

7. Составляем кластер, используя название команды-соперника.

Кто больше вспомнит и запишет слов с сочетанием жи или ши.

III. Домашняя работа

Записать 10 слов с сочетаниями жи-ши.

IV. Подведение итогов

Награждение победителей

V. Рефлексия

— Что запомнили на уроке?
— Что понравилось на уроке?
— Чему вы научились на уроке?
— Кто теперь не допустит ошибки на эти правила?
— Как пишутся сочетания жи-ши?

Оценивание работы учащихся с комментированием.

— Спасибо за работу. Урок окончен. (Слайд 18)

Категория: