Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка в 5 классе: «Понятие о лексике. Лексическое значение слова»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Кадун Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, первая категория, ГУ «Рузаевская средняя школа» село Рузаевка, район им. Г. Мусрепова СКО

Кадун Т.Н.

Цель: познакомить учащихся с понятием «лексика» и «лексическое значение слова», выработать умение находить в толковом словаре определение лексического значения слова и грамматические признаки.

Задачи: научить составлять словарную статью, вырабатывать умение узнавать слово по его лексическому значению; развивать устную и письменную речь; воспитывать любовь к языкам.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический с элементами полилингвальности.

Оснащение урока: мел, доска, толковые словари, портрет И.Даля, стенд «Лексика русского языка».

Ход урока

I. Организационный этап

1. Приветствие.

2. Психологический настрой учащихся на работу

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.

Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок!

II. Актуализация изученных раннее разделов русского языка

— Ребята, какие разделы русского языка мы уже изучили? (синтаксис, фонетика)

— Что вы о них знаете? (повторить определения)

— Прослушайте стихотворение и попробуйте определить, с каким разделом мы познакомимся сегодня?

Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать, что лежит
Через моря Познания
На горы Мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране Лексикологии
Ищите те пути, которые Вас к знаниям
Помогут привести.

III. Этап изучения нового материала

1. Работа со стихотворением А.Шибаева (открываем учебники на стр.137)

— Как вы понимаете смысл последнего четверостишия?

— Что значит «море слов»? (все слова языка)

2. Запись терминов в тетрадь.

Лексика — совокупность всех слов языка.

Лексикология — раздел науки о языке, который изучает словарный состав.

— А задумывались ли вы сколько всего в русском языке слов?

3. Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами».

Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. И мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.

— Ребята, а что же такое вообще Слово?

4. Слушаем сообщение учащегося «Слово — самая удивительная вещь на свете».

— Докажите, что слово — самая удивительная вещь на свете.

— Какими словами можно передать радость, ликование? Нежность, теплоту, мужество?

4. Работа со стихотворением Рыленкова о добрых словах.

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным-
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

— Какова основная мысль текста?

5. Словарная диктовка (у доски уч-ся)

Пожалуйста, сердечный, здравствуйте, заботливый, нежный, спасибо, благодарю, будьте любезны, добрый день.

— Дополните эту группу слов «добрыми словами».

7. Ребята, чтобы употреблять слово, надо не только его знать, но и знать его лексическое значение. Например: словарь-книга, где собраны слова русского языка, машина-транспортное средство для передвижения.

 Лексическое значение слова — это то, что слово обозначает.

— Обратимся к словам К.Паустовского: «Для всего, что существует в природе:воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

— О чем эта цитата?

Что могут обозначать слова, из которых состоит наша речь? (предметы, явления окружающей действительности, понятия, действия, признаки).

IV. Этап закрепления новых знаний

1. Лексический диктант (упр.482).По словесному описанию определить название предмета и записать его одним словом. Тонуть, шторм, океан, плавать, маяк, берег. Какая тема объединяет эти слова? (морская). Составьте одно предложение с этими словами.

2. Выставка словарей.

— Как вы думаете, куда следует обратиться за помощью, если мы не знаем значение какого-либо слова? (К словарю)

— Как называется такой словарь? (Толковый)

— Обратимся к нашей выставке. На ней представлены толковые словари.(Знакомство со словарями). Но самый известный это «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, в котором 200000 слов.

3. Сообщение учащегося о В.И.Дале.

4. Работа по учебнику (стр.137, упр.481)

— Что обозначают данные слова: лексикон, лиловый, приручить?

— Что мы узнали из этих словарных статей? (произношение слова и ударение, окончание слова в разных формах, лексическое значение слова, примеры употребления).
Вывод: С помощью толкового словаря можно выяснить не только значение, но и написание слова и его морфологические признаки.

5. Самостоятельная работа с элементом полилингвальности. (класс работает самостоятельно по вариантам, у доски учащийся выполняет упр. 484.)

1. Определить (перевести) слово на русский язык.

2. Составить словарную статью.

1 вариант 2 вариант 3 вариант
жазу әлем  бас жүгіру ана жақсы
write peace head run mother

good

3. Проверка.

6. Знакомство с толковым словарем учебника (стр.294. Откроем и проверим :верно ли мы составили словарные статьи в предыдущем задании? (писать, мир, голова, бежать, мать, хорошо).

7. Кроссворд (загадки читаются на казахском языке, учащийся называет ответ на казахском языке и переводит его на русский язык).

1. Ұнгір түбінде жалбырап,
Өсіп тұр жалғыз жапырақ.(тіл-язык)

2. Үлкен үйге барасың
Үлкен білім аласың. (мектеп-школа)

3. Қабат қабат қатталған,
Асыл сөзбен апталған
Парағы бар сөйлейтің,
Ол қазына өлмейтін. (кітап — книга)

4. Ұшымен қазақ
Тор көзді жазық.
Үстіне өттім
Асыл сөз жазып (дәптер — тетрадь).

— Если мы правильно отгадали загадки, получили спрятанное слово. Какое?

Найди по-казахски будет тан,
А книга так звучит: кітап.
В степи копытами пылят
Несутся кони, или ....(ат).

— А как вы думаете, это слово однозначное или многозначное?

Об однозначности и многозначности мы поговорим на следующем уроке!

V. Проверка усвоения новых знаний

1. Повторить усвоенные на уроке понятия.

Лексика — ..
Лексикология — ...
Лексическое значение слова — ...
Лексикон — ...
Толковый словарь — ..
В. И. Даль —

2. Тест со взаимопроверкой.

1. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре.
б) в словаре антонимов русского языка.
в) в орфографическом словаре.

2. То, что обозначает слово, является его:
а) грамматическим значением.
б) лексическим значением.

3. Словарный состав — это:
а) все слова языка.
б) слова, которые даны в толковом словаре.
в) слова, которые я знаю.

4. Словарный состав языка изучает:
а) фонетика.
б) лексика.
в) синтаксис.

5. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»?
а) А.С.Пушкин.
б) Ильф и Петров.
в) В.И.Даль.

2. Взаимопроверка. Оценки.

VI. Подведение итогов

Когда изведав трудности учения,
Мы начинаем складывать слова
И понимать, что есть у них значения
«Вода, огонь, старик, олень, трава».
По-детски мы удивлены и рады
Тому, что буквы созданы не зря.

VII. Домашнее задание

Выучить определения. Записать в тетрадь 2-3 словарные статьи из толкового словаря.

VIII. Рефлексия

  1. На уроке я узнал (а)...
  2. Мне понравилось...
  3. Своей работой на уроке я...
  4. Мое настроение...
  5. Домашнее задание мне кажется...
Категория: