Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок самопознания: «Учимся понимать красоту природы»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Сауле Кабиевна Булатбекова
СШ N9 г. Петропавловск

Урок самопознания: «Учимся понимать красоту природы»

5 класс

Ключевая ценность урока — красота природы

Цель: создать условия для накопления детьми понимания значимости природы как источника жизни в соответствии с нравственными вопросами.

Задачи:

  • способствовать раскрытию смысла выражения «красота природы»;
  • инициировать эмоциональный отклик на ситуации этико-познавательной направленности;
  • развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, умение видеть и понимать эстетическую ценность красоты природы;
  • формировать умения работы с учебной книгой;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

Сегодня по традиции начинаем наш урок с круга радости.

«Как прекрасен этот мир, посмотри…» (Звучит фонограмма.)

Чтение стихотворения

    Весь мир цветущая природа
    В наш дом приносит за собой,
    зелёный лес, живые воды
    И отблеск неба голубой.

Тема нашего урока: «Учимся понимать красоту природы»

Цитата урока: «Пойми живой язык природы, — и скажешь ты: прекрасен мир!»
И. Никитин

Беседа

— Что же такое природа?
— Как влияет красота природы на настроение и чувства человека?

Минутка тишины:

Я приглашаю вас совершить путешествие в мир природы. (Звучит фонограмма, читается текст.)

— Какую картину вы представили?
— Что вы почувствовали?

Чтение

Работа с учебником с.100 «Цвета времен года» (чтение учителем, текст читают дети, стихи из текста читают наизусть)

Вопросы по тексту Т. Горовой «Цвета времён года».

  1. Какие радостные, мягкие и светящиеся краски содержит палитра весны?
  2. Назовите калейдоскоп красок летнего сезона.
  3. А какой наряд красок к лицу осени?
  4. Совсем недавно нас радовали зимние краски. Каким запомнился вам зимний пейзаж?

Вывод: Что даёт человеку каждая встреча с природой?

А сейчас вам нужно будет написать сиквейн — т. е. изложить свои чувства и представления о красоте природы (самостоятельная работа, затем выборочно, по желанию дети читают вслух свои работы).

Я вам предлагаю игру «Пазлы», соберём картинку времени года.

Каждая картинка заставляет нас восхищаться красотой природы: кто-то может выразить свои чувства в красках, кто-то в поэтических стихах, а кто-то сумеет увидеть и душой. Пропустив через сердце чувство прекрасного, такой человек уже никогда не станет ломать деревце в лесу, рвать цветы или оставлять мусор после отдыха на природе.

«Чувство заботы о природе, желание помочь, доброта, человечность рождаются в труде, в волнениях о красоте окружающего мира» — писал В. Сухомлинский.

Творческая деятельность

Сегодня природа нуждается в защите и в заботе. (Учитель раздает контуры детских рук и предлагает написать на них, что бы они сделали по защите окружающей среды, для сохранения красоты природы).

Дети пишут, выходят к доске, читают свои тексты, располагая на доске контуры ладошек в виде цветочка.

Посмотрите, ребята, вы своими руками вырастили такой прекрасный цветок. Пусть цветы вечно цветут на нашей земле и радуют нас своей красотой.

Круг от сердца к сердцу

    Спасибо, матушка Земля
    Что восхищаешь нас всегда
    Природы чудной красотой
    Зимой, летом, осенью, весной.

Пожелание учителя

    То, что я хочу познать — это яблоня,
    Что я познаю — это ветвь яблони,
    То, что я передаю ученику — это яблоко,
    То, что он возьмёт от меня — это семечко.
    Но из семечка может вырасти яблоня.
    Удачи Вам!
Категория: