Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок внеклассного чтения: Б. Сокпакбаев «Сердце матери»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Вебер Валентина Александровна, учитель начальных классов стаж 7 лет, вторая категория. КГУ «СШ № 14 имени Ю. А. Гагарина» г. Петропавловск СКО

Литература 4 класс

Тип урока: внеклассное чтение

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с произведением Б. Сакпакбаева «Сердце матери»; расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне.
2. Развивать и совершенствовать навыки беглого, осознанного чтения, умения анализировать, высказывать точку зрения.
3. Воспитывать подрастающее поколение в духе любви к Родине, гордости за свою Отчизну, развивать познавательный интерес к культурно-историческим ценностям, акцентировать внимание на значимости Победы в ВОВ.

Слайд 1

Оборудование:

  •  аудиозаписи песен «Пусть всегда будет солнце!», «Нежность», «Эх, дороги», «День победы» (Приложение 1)
  •  слайдовая презентация к уроку (Приложение 2)
  •  сообщение «Зал боевой славы» (Приложение 3)
  •  задание групп (Приложение 4)
  •  выставка книг

Ход урока:

I. Организационный момент

Звучит запись песни «Пусть всегда будет солнце» сл. Ошанина, муз. Островского.

— Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какое солнышко светит за окном. Пусть ваше настроение будет такое же теплое и светлое как это весеннее солнышко.

II. Речевая разминка. Слайд 2

Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

— Что написано на доске?

— Прочитайте скороговорку выразительно.

Дети читают.

— О чем эта скороговорка?

— Произнесем скороговорку с радостной интонацией,… а теперь с грустной.

Дети выполняют задание.

III. Постановка учебной задачи и ее решение

Вступительное слово учителя.

— Сегодня, ребята, мы посвятим наш урок внеклассного чтения 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

— Солдаты сражались на войне во имя мира и мечтали о будущем в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах.

Такие молодые, они встретили грудью врага, защищали Родину. И стар, и млад, встал на защиту своей родной земли.

Вы шли и шли навстречу славе,
Свой долг все выполнив сполна,
С тех пор и мы забыть не в праве
Ваш путь и ваши имена.

Выступление ученика с сообщением «Зал боевой славы» (Приложение 3)

— Тема человеческой памяти, благодарной памяти будет звучать на протяжении всего урока. Время не властно над ней!

Слайд 3.

Комментарии к слайду:

— Сколько бы лет ни прошло, люди будут помнить, и беречь в своих сердцах имена тех, кто ценой своей жизни заслонил наше с вами счастье, нашу жизнь.

— А где-то там, в тылу, ждали матери своих сыновей. Они просили у Богa лишь одно: пусть их любимый, ненаглядный, единственный вернется домой живым!

— Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного казахского писателя Бердыбека Сокпакбаева «Сердце матери».

IV. Работа над произведением

Чтение I части рассказа.

Задание:

1. Внимательно прочитай отрывок из рассказа. Выбери яркие слова и образные выражения. Приготовься объяснить их.
2. Приготовься ответить на вопросы.
3. Определи главную мысль прочитанного.

Вопросы:

— Какой сон приснился Балкие?

— Что пережила во сне Балкия? Опишите ее состояние.

— С чем сравнивает она вражеский танк? Почему писатель выбрал именно такое описание танка?

Слайды 4-7. Тихо звучит песня «Эх, дороги». Комментарии к слайдам.

Произнесем слова памяти:

1. Шли отцы за святое дело,
Спотыкались, вставали вновь,
Алым факелом пламенела
На священной земле их кровь…
Слайд 4
2. Мы заживо в танках сгорали
И с гранатою шли на врага
Жизнь мы свою за вас отдавали
Хоть была нам она дорога…
Слайд 5
3. Слава тебе, победитель — солдат!
Ты прошел через все испытания
Не ради чинов и наград,
А чтобы избавить людей от страданья!
Слайд 6–7

Чтение II части рассказа.

Анализ прочитанного текста.

— Расскажите, как Балкия ждала письмо от сына.

— Почему последнее письмо принесло ей большие страдания?

— Как мать называет своего сына, как зовет его?

Слады 8-9. Учитель читает комментарии к слайду. Тихо звучит музыка из песни «Нежность».

— Кого встретила у себя во дворе женщина?

— Дайте словесный портрет юноши.

— Почему женщине понравился паренек?

— Как вы понимаете слова «И впервые за много дней материнские глаза светились радостью…»?

Чтение III части рассказа.

Анализ прочитанного.

— Как относилась Балкия к Сереже? Почему?

— Ждала ли женщина своего сына?

— С кем познакомил парень Балкию? Какие взаимоотношения сложились у женщин? Что их объединило?

Слайд 10-11. Тихо звучит музыка из песни «Нежность». Комментарии к слайду.

«Горе постепенно забывается. Время притупляет боль. Жить стало легче…» Но память вечна и вечна слава павшим за Родину!

— Как вы понимаете эти слова? Почему горе постепенно забывается. Притупляется боль?

— Что помогло Балкие притупить ее боль о сыне?

V. Работа в группах. Приложение 4.

Задание 1:

1. Разбейте рассказ на части. Мысленно нарисуй картину к каждой части.
2. Озаглавь каждую часть. Запиши заголовок.

Задание 2:

1. «Вся гордость мира от матерей…без матери нет ни поэта, ни героя». М. Горький
Как вы понимаете этот афоризм? Объясните.
2. Подчеркните слова, которые имеют отношение к произведению. Найдите их в тексте. Прочтите предложения с этими словами.

Письма — треугольники, вишневый сад, портрет сына, незнакомый мужчина, материнские глаза, гармонь.

Задание 3:

1. Подготовить чтение диалога (с. 193).
2. Дайте словесный портрет юноше. Кем он стал? Почему вернулся к женщине?

VI. Фольклорное лото

Слайд 12

Задание: Выберите ту пословицу, которая подходит к прочитанному произведению. Объясните.

Посеянное отцами детям пожинать.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Сердце матери стремится к сыну, сердце сына — в степь.
Солдат близко — кланяйся ему низко.
По заказу сына не сделаешь.
Не будет сына — не будет и крова.
Сын вечно спешит, мать вечно провожает.

VII. Домашнее задание. Итог урока

— Книга закрыта. Она хранит память. В ней горе и радость минувших лет. Тех лет, когда сыны с честью и достоинством защищали Родину, матерей…

Слайд 13. Звучит песня «День победы».

Приложение 1

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Приложение 2

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Приложение 3

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Приложение 4

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: