Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Условия и закономерности профессионального развития педагогов

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Лахтина Тамара Леонтьевна
магистр педагогических наук
Заместитель директора СК ППК и ИПК по внешним связям
Лахтина Т.Л.

 

Потребность в постоянном профессиональном развитии и саморазвитии педагогов предопределяет необходимость осмысления закономерностей данных процессов и понимания специфики развития взрослых. Традиционно развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза. В качестве основных факторов развития личности рассматривают: задатки, активность и внешнее окружение. На основе одних и тех же задатков под влиянием среды могут формироваться разные способности. О. В. Хухлаева выделяет три аспекта развития: созревание, формирование и саморазвитие [1, 5–15]. Профессиональное развитие можно рассматривать в личностном и социальном контекстах.

 

Л. С. Выготский ввёл в психологию понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». На наш взгляд, образование и развитие взрослых предполагает ещё один компонент — «зону перспективного развития», причем, чем определённее последняя, тем динамичнее и стабильнее профессиональный рост.

Среди закономерностей развития человека важное место занимают периодизации, разработанные на основе хронологического возраста. А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Интеграцию обычно соотносят с профессиональным самоопределением, обретением оптимального варианта жизнедеятельности, наиболее способствующего самореализации в обществе. Ш.Бюллер выделял пять основных стадий жизненного цикла с точки зрения жизненно важных целей и планов: первая стадия — до 15 лет; вторая — 15–20/25 лет; третья — 25–40/45 лет; четвёртая — 45–65 лет; пятая — после 65 лет. Э.Эриксон разработал оригинальную возрастную периодизацию, основывающуюся на кризисах идентификации. В эпигенетической концепции Эриксона выделяется восемь основных стадий, связанных с кризисами психосоциального развития и крайними вариантами адаптации к изменениям социальной среды. К развитию взрослых имеют отношение: шестой — близость против изоляции — от 20 до 40/45 лет; седьмой — генеративность против стагнации — от 40/45 до 60 лет; восьмой — целостность эго против отчаяния — более 60 лет [2, 344–368].

Каждая стадия социального развития характеризуется формированием определённой группы личностных качеств, связанных с возрастной сензитивностью. С возрастом социальные формы функционирования человека усложняются, процессы перехода от одного сензитивного периода к другому могут сопровождаться временными регрессивными проявлениями.

30-летие рассматривается как начало первой стадии среднего возраста, время коррекции жизненных планов и расхождения между желаемым и действительным. Кризис молодости (кризис 30 лет) влечёт за собой пересмотр структуры жизни, сложившейся в предыдущий период. В этот период может произойти переоценка прежних выборов, касающихся личной жизни, работы, системы ценностей. Данный период сензитивен для становления личностной зрелости как наиболее продолжительного периода онтогенеза, характеризующегося тенденцией к достижению наивысшего развития физических, интеллектуальных, духовных сил. Около 30 лет происходит стабилизация образа жизни, человек утверждается в личностном и профессиональном самоопределении. При этом происходит глубинный самоанализ и критический пересмотр собственной личности, переоценка социальных и внутриличностных ценностей.

Кризис взрослости (середины жизни) приходится на период 39–45 лет и связан с осознанием личностью общечеловеческих ценностей, обретением неких универсальных оснований бытия, подведением предварительных итогов реализации индивидуальной жизненной программы. Он может сопровождаться ростом продуктивности деятельности (по Эриксону генеративность — способность человека к изменению, движению вперёд, развитию, преобразованию) или, наоборот, разочарованием и появлением деструктивных тенденций (генеративность против стагнации). Эриксон определяет данный период как наиболее сензитивный для развития и проявления результатов творчества, связанного чаще всего с высоким уровнем достижений в профессиональной деятельности. В противном случае может начаться застой в развитии. Психоаналитическая школа рассматривает этот период как определённый перевал в середине жизненного пути, который связан с переопределением личности, становлением своего «Я» безотносительно социальных ролей и социального статуса.

Кризис зрелости, который приходится на возраст 55–65 лет часто называют откровением Ино-бытия. Одной из психологических проблем этого кризиса является сокращение или исчезновение перспективы будущего. Данный кризис сопровождается инволюционными перестройками, началом фазы старения. Выход из этого кризиса возможен в том случае, если личность на основе самоанализа восстанавливает самотождественность в новых условиях за счёт выбора новой формы поведения и способа деятельности, в результате чего становится возможным переход к так называемой фазе наставничества [2, 117–127].

Известно, что в поздних этапах онтогенеза люди в значительной степени отличаются друг от друга, индивидуальные варианты жизни в старших возрастах более ярко выражены. Ананьев предположил, что изменение хода онтогенетической эволюции зависит от степени зрелости человека как личности и субъекта деятельности, что в поздних возрастных категориях проявляется более существенно. Одним из важных факторов индивидуальной вариативности является уровень образования человека: при высоком уровне образования не наблюдается спада интеллектуальных функций вплоть до глубокой старости. Педагогическая деятельность сопряжена с необходимостью усваивать и перерабатывать информацию на протяжении всего профессионального пути, что предопределяет значимость для данной категории работников закономерностей развития интеллектуальной сферы.

При сопоставлении разных возрастных групп установлено, что некоторые свойства восприятия с возрастом ухудшаются, а некоторые улучшаются. Так, моторное научение, успешное в детстве и ранние периоды зрелости, малоэффективно в среднем и пожилом возрасте. Вследствие возрастания мощи второй сигнальной системы, в поздние периоды зрелости более эффективным становится словесное научение. В.Шевчук обнаружил, что у взрослых людей постепенно снижается уровень элементарных зрительных функций, но повышается уровень и общая культура наблюдения. Он объяснял это тем, что мышление продолжает развиваться и полностью определяет восприятие. Е. Ф. Рыбалко с помощью экспериментальных и математических методов установила, что объём восприятия достигает своего оптимума к 30 годам и сохраняется до пожилого возраста. По данным Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, у людей с высшим образованием не происходит заметных изменений в уровне их операциональных структур. Обнаружено, что с возрастом усиливается тенденция к сокращению крайних решений и к возрастанию числа более уравновешенных [2, 434–441].

В 40-х годах 20 века Б. Г. Ананьев и С. Л. Рубинштейн выдвинули идею о непрекращающемся развитии памяти у взрослых людей при условии непрерывной активной интеллектуальной деятельности. Предположение о способности нервных клеток к восстановлению своих функций после 30–35 лет подтверждено последними достижениями нейронаук. Показана возможность нейрогенеза в мозге взрослых людей. При этом число выживших нейронов связано с установлением ими ассоциативных связей с другими нейронами, что, вероятно, определяется богатством личного опыта человека и зависит от характера двигательной и сенсомоторной активности.

Б.Ливехуд рассматривает развитие человека в трёх аспектах: биологическом, психическом и духовном. По его мнению, с момента рождения и примерно до 40 лет психические и духовные функции развиваются параллельно биологическим. С 40-летнего возраста начинается существенная физическая инволюция, после чего возможны два варианта: в первом случае параллельно с физической начинается психическая инволюция, во втором — продолжается психическая и духовная эволюция. Необходимым условием для второго варианта развития является достаточно высокий уровень духовного развития. 40-летний рубеж, по мнению Ливехуда, является своеобразной точкой расходящихся путей, определяющей качество второй половины жизни. Близкую точку зрения высказывал К.Юнг.

По К.Роджерсу и А.Маслоу, врождённая потребность человека в самоактуализации выражается в желании стать всем, чем возможно стать, в стремлении к самосовершенствованию, реализации своих творческих способностей. Маслоу считал, что внутренняя сердцевина каждого человека — это позитивная сила, активно стремящаяся к реализации всего человеческого потенциала. Именно внутренняя сила, а не среда играет направляющую роль. Социальную и образовательную практику следует оценивать в зависимости от того, насколько они поддерживают внутренний потенциал роста [3, 99–100].

На наш взгляд, идеи и установки представителей гуманистической психологии актуальны и для системы повышения квалификации. Между тем, теоретические сведения о возрастной периодизации, специфики протекания процессов восприятия, мышления, развития у взрослых людей не в полной мере используются специалистами организаций дополнительного профессионального образования.

В современных условиях сфера образования взрослых получает новый импульс развития. В ряде стран (Германии, Финляндии, Швеции и др.) существует единая концепция образования взрослых людей. Приоритеты в области образования на 2010—2011 гг. определены 35-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО. Отмечается важность образования и постоянного повышения профессионализма педагогов [4]. Вопросы профессионального развития, научно-методического обеспечения профессионального роста учителей исследуются казахстанскими учёными: А. А. Жайтаповой, Г. А. Шаминой и др. [5, 8–9]

Определение закономерностей профессионального развития педагогов и специфики условий его сопровождения имеют первостепенную роль в системе повышения квалификации. Отметим некоторые из них.

Во-первых, многофункциональность, интегральный характер профессии, зависимость социального заказа на содержание и качество образовательных услуг от множества постоянно изменяющихся факторов затрудняют оформление чётких ступеней роста для педагогических работников; влияние возраста на профессиональную пригодность носит индивидуальный характер. Во-вторых, успешность педагогической деятельности в большей мере, чем выполнение функциональных обязанностей во многих других сферах зависит от эмоционального фона, мотивации. Профессиональное выгорание, по сути дела, означает профессиональную непригодность даже при сохранении высокого интеллектуального и инструментально-технологического потенциала. В-третьих, в структуре профессионализма педагога одно из ведущих мест занимает знаниевый компонент, имеющий не статичный, а динамичный характер (обновляющееся содержание предметных знаний; тенденций развития системы образования; новые педагогические, психологические, технологические подходы и т. п.). В-четвёртых, профессионализм педагога реализуется только в деятельности, в процессе активного взаимодействия с обучающимися и воспитанниками и выражается опосредованно — об успешности учителя судят по показателям его учеников. На основе выше изложенного можно вывести следующую формулу (1):

ПР=М + ПО + ПД (1)

где ПР — профессиональное развитие; М — мотивация, ПО — профессиональное образование, ПД — профессиональная деятельность. Изменение любой переменной из числа слагаемых детерминирует изменение суммы. Стратегия и формат обучения в течение всей жизни предусматривают три возможных варианта образования и обучения. Рассмотрим их в контексте управляемого профессионального развития педагогов в системе повышения квалификации: формальное обучение (вуз, курсы повышения квалификации; обучающие семинары с выдачей диплома, сертификата); неформальное обучение (участие в конференциях, методобъединениях, творческих группах, конкурсах профессионального мастерства и т. п.); информальное обучение (самообразование посредством чтения методической литературы, использования Интернет-ресурсов и др.).

Непрерывное профессиональное развитие педагога осуществляется посредством сочетания формального, неформального, информального путей получения профессионально значимой информации. В любом из перечисленных вариантов получение, осмысление, усвоение информации осуществляется в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия. Содержание информации определяется потребностями, обусловленными индивидуальными личностными особенностями, производственной необходимостью, уровнем притязаний на общественное признание. Изложенные идеи предлагаем рассматривать в контексте выведенной нами формулы (2) профессионального развития педагогов

Формула профессионального развития педагогов

где ПР — профессиональное развитие; ФО — формальное обучение; НО — неформальное обучение; ИО — информальное обучение; М — мотивация;
ПД — профессиональная деятельность. Очевидно, что названные выше три способа обучения взаимосвязаны между собой через мотивацию к образованию и самообразования, при этом успешность обучения повышается при грамотном, учитывающим индивидуальные, возрастные и другие особенности личности педагога управлении мотивационной, информационной, деятельностной сферами профессионального и личностного развития.

Условия профессионального развития в системе повышения квалификации, в сравнении с организациями, дающими профессиональное образование и организациями, в которой осуществляется профессиональная деятельность, имеют обусловленные объективными и субъективными факторами специфические особенности. Во-первых, в организациях повышения квалификации осуществляется обучение разных категорий педагогических работников с точки зрения содержания профессиональной деятельности, что требует, с одной стороны, универсализации средств обучения, с другой — учёта специфики деятельности каждой категории обучающихся. Во-вторых, состав участников каждой учебной группы является разновозрастным и разноуровневым. В-третьих, состав участников курсов постоянно меняется. Возможности управления профессиональным развитием в данных обстоятельствах зависят от объективности представлений специалистов повышения квалификации о контингенте педагогов республики и региона; информированности об общем уровне их профессиональной подготовки; знания образовательных потребностей участников курсов и условий реализации полученной информации на рабочем месте.

Специалисты повышения квалификации должны быть осведомлены относительно мировых тенденций развития образования; государственной образовательной политики, основных направлений развития системы образования региона. Необходимы также адекватные механизмы (техники, технологии), позволяющие влиять на самосознание педагогов, детерминировать их стремление к саморазвитию, определять и корректировать направления профессионального роста, обеспечивать его непрерывность.

Таким образом, способность к продолжению образования и развитию может сохраняться в течение всей жизни, к условиям профессионального развития следует отнести наличие зон ближайшего и перспективного развития, формируемых в процессе педагогических и андрагогических взаимодействий, в процессе которых осуществляется управляемое влияние на мотивационный, информационный и деятельностный компоненты профессионализма педагога.

Источники

  • [1] Хухлаева О.В. Психология развития. Молодость. Зрелость. Старость. М., 2006. — 208 с.
    [2] Крэйн У. Психология развития человека. 25 главных теорий. / Уильям Крей / Под науч. Ред. А. А. Алексеева. — СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007. — 512 с.
    [3] Каменская В.Г., Мельникова И.Е.Психология развития: общие и специальные вопросы /СПб., Издательство «Детство-пресс», 2008 — 368 с.
    [4] Движение «Образование для всех». httpss://www.esd-world-conference-2009.org
    [5] Жайтапова А.А. Профессиональный рост учителей в системе повышения квалификации. — Алматы: РИПК СО, 2006. — 316 с.

Аңдатпа

Мақалада үлкендерге арналған оқыту мен дамытудың заңнамасы қарастырылады. Автор өз тұжырымдамасында ресейлік мен батыстық психологтарының зерттеулеріне жүгінеді. Мамандандырылған педагогтардың даму жағдайы қазақстандақ біліктілікті жоғарылату жүйесі мәнмәтінінде анықталады.

В статье рассматриваются закономерности обучения и развития взрослых. Автор в своих рассуждениях опирается на исследования российских и западных психологов. Условия профессионального развития педагогов определяются в контексте казахстанской системы повышения квалификации

Conformities to law of teaching and development of adults are examined in the article. An author in reasonings leans against researches of the Russian and western psychologists. The terms of professional development of teachers are determined in the context of the Kazakhstan system of in-plant training.

Категория: