Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

В мире музыкальных инструментов (Продолжение)

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Начало

Дорогие ребята! Знаете ли вы, что музыкальный инструмент, на котором вы будете заниматься в музыкальной школе, изобрел итальянский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году. Кристофори так сконструировал механику, что от силы удара по клавише стала зависеть и сила звука. На нем можно было извлекать как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Поэтому инструмент и получил название «фортепиано» или «пианофорте».

Существуют две основные разновидности фортепиано: рояль, предназначенный для концертного исполнительства и пианино, для классного и домашнего музицирования. Отличаются они друг от друга формой и силой звука.

Рояль по своим размерам больше, чем пианино, крышка его похожа на крыло большой птицы, при игре она открывается, чтобы звук долетал в зале до слушателя, находящегося в последнем ряду. Рояль — самый многозвучный инструмент: он может звучать как оркестр, рокотать басами, переливаться соловьиными трелями, перезвоном колоколов и колокольчиков, рассыпать звуки с необыкновенной скоростью и сотрясаться мощнейшими многозвучными аккордами.

Рояль звучит очень красочно и разнообразно и является любимым инструментом большинства композиторов. Ему подвластна любая музыка: торжественная, бравурная, легкая, нежная, печальная, скорбная, мощная, сокрушающая, величественная и так далее. Потому и назван, этот инструмент королевским (по-французски royal-королевский). Струны у рояля расположены горизонтально.

Пианино (по-итальянски pianino-маленькое пиано) гораздо скромнее своего «высокопоставленного» знатного родственника, занимает меньше места. Звук у него тише, чем у рояля и струны натянуты вертикально.

Среди многочисленных предшественников фортепиано — клавесин и клавикорд.

В отличие от фортепиано звук на клавесине при нажатии клавиши извлекается щипком пера, которое зацепляет струну. Его звук отрывистый, серебристо-металлический. Сила звука не зависит от силы нажатия на клавиши. Чтобы как-то разнообразить звучание, мастера придумали различные приспособления: увеличили число клавиатур, отличающимися друг от друга степенью громкости звука. Впоследствии появилась педаль, при помощи которой можно было внезапно ослабить звук. Старинные клавесины отличались изящной отделкой, украшались резьбой, инкрустациями, живописью.

Другой предок фортепиано — клавикорд. Звук на нем извлекается не щипком струны, а ударом по ней металлическими пластинками-тангентами. Звук клавикорда очень нежный и пластичный. Качество звука зависит от способа прикосновения. На нем по желанию можно было играть громче и тише, по-разному прикасаясь к клавишам. Недостатком клавикорда был тихий звук. Этот инструмент годен лишь для домашнего музицирования и доступен лишь богатым людям. Он был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. Клавикорды также как клавесины делали нарядными, отделанными и украшенными различными камнями, живописными картинами и из драгоценных пород дерева. Нижние клавиши вытачивались из черного дерева, а верхние обкладывали слоновой костью. Клавикорд возник в XII веке, и на протяжении многих веков совершенствовался мастерами разных стран. Чтобы звук стал громче, увеличивали количество струн на каждую клавишу. Как и у клавесина, у клавикорда стали делать несколько клавиатур, помещая их одну над другой лесенкой. Каждой клавиатуре соответствовал определенный регистр. Форма клавикорда была прямоугольная. Его можно было легко перенести с места на место, из комнаты в комнату, устанавливая на столе. Впоследствии инструмент встал на собственные ножки и был увеличен в размерах.

Знакомство с музыкальным домиком для клавиш — клавиатурой

Если вы откроете крышку фортепиано, то увидите, что там прячутся клавиши. Скажите, какого они цвета? (Да конечно, вы правильно сказали, черные и белые). Подружитесь с ними, погладьте их ласково и скажите, здравствуйте, друзья. Я так хочу с вами подружиться и научиться хорошо играть на инструменте. И клавиши вам ответят тем же. Они любят таких целеустремленных ребят. А теперь внимательно присмотритесь и скажите, как группируются черные клавиши? (Да совершенно верно, по два и по три, последовательно чередуясь). А теперь посчитайте, сколько белых клавишей и сколько черных клавишей живет в этом музыкальном домике - клавиатуре? (Правильно, белых-52 клавиши, черных -36 клавиш). У каждой клавиши свой голос, как у человека, и если вы будете нажимать клавиши подряд от середины вправо, то звуки будут становиться все тоньше и тоньше, а если влево, наоборот, все толще и толще. Здесь можно пофантазировать, обращаясь к уже имеющемуся вашему жизненному опыту и заглянуть в копилку звуковых наблюдений, ассоциаций. В среднем регистре некоторые из вас услышат звуки, похожие на человеческий голос - мамы, другие - на голос подружки, младшей сестренки, в верхних регистрах на пение птичек, звук колокольчиков, бубенцов, перезвон сосулек, журчание ручейка, пение капели и так далее. В нижних регистрах - голос папы, рев медведя, гул самолета, раскаты грома… Как и люди клавиши имеют свои имена: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Нажимайте их поочереди, вторя голосом их звучание. «Меня зовут до» - поет клавиша, и вы повторите - до; «Меня зовут «ре» - повторите «ре» и так пропойте все семь клавиш. Таким образом, произойдет знакомство. Чтобы быстро найти, где какая клавиша живет надо знать ориентиры. Ориентирами в этом случае будут черные клавиши. Слева от двух черных живет клавиша «до», за ней ре, ми. Слева от трех черных - клавиша «фа». Рядом с ней «соль», за ней «ля», «си». Прочтите стишок, который поможет вам выучить поочередность всех семи клавиш: до, ре, ми, фа, соль, ля, си села кошка на такси, а котята зацепились и с весельем прокатились. Найдите на клавиатуре все клавиши «до». Сколько их? Посчитайте. А теперь указательными пальчиками левой и правой рук нажмите две соседние до. Посмотрите между двумя клавишами до1- до2 вмещается все семейство - 7 клавиш, которое называется октавой. Октава - это как фамилия у человека. Запомните правило: Октава - это расстояние между двумя звуками, имеющими одинаковое название, например, до1 - до2. Посередине клавиатуры расположена первая октава, справа от нее вторая октава, третья, четвертая. Слева от первой октавы расположена «малая», за ней «большая», «контроктава» и неполная «субконтроктава». Зная имена и фамилии клавиш, можно легко разыскать любую клавишу на клавиатуре. Потренируйтесь: найдите до второй октавы, ля третьей октавы, ми малой октавы, соль большой и т.д. На рисунке раскрасьте клавиши первой октавы разными цветами, это поможет вам составлять клавишсворды. Например, до - красным цветом, ре - зеленым, м - розовым, фа - фиолетовым, соль - желтым, ля - оранжевым, си - коричневым.

Выполните следующее задание.

 

1. Найдите, какая клавиатура нарисована правильно?

2. Разгадайте слова по клавишсвордам.

Секрет разгадывания и составления клавишсвордов.

Слово должно состоять из названия клавиши, которая на нарисованной клавиатуре закрашивается, а вместо этого слога (имени клавиши) в слове ставятся точки. Если имя клавиши находится в первом слоге, то в слове вместо этого слога ставятся, … затем выписываются недостающие буквы. Например, слово си-то закрашивается клавиша си, вместо нее ставятся… и записывается недостающий слог-то. Получается… то (сито). Если «имя» клавиш находится посередине слова, например, деревья, то выписываются буквами первые слоги, затем ставятся точки и дописывается заключительный слог-де… вья. Творческой вам фантазии и поисков!

3. Составьте клавишсворды из следующих слов: сиденье, карета, витамины, косичка, сосиска, доктор, лягушка, сольфеджио, фонтан.

дить за чередованием разных видов занятий. Постепенно и произведения, и требования, предъявляемые к ученику, будут становиться немного сложнее, разнообразнее. Естественно, что содержание урока изменится. Основную его часть займёт проверка выполненного дома и работа над разучиваемыми произведениями: показ педагога, его объяснения, их реализация.

Несмотря на увеличение числа изучаемых пьес и их усложнение, часть времени по-прежнему следует уделять подбору, транспонированию. Пусть ученик меньше приобретает новых навыков игры, меньше, на первый взгляд, «продвинется», зато с ним будут вести подлинно музыкальные занятия, которые помогут выявить и развить его данные, углубить его понимание музыки, помогут дальнейшей его работе. Желательно чаще играть в четыре руки, выбирая для этого сначала самые лёгкие пьесы и лишь очень постепенно их усложнять. Важно, что такое музицирование совместно с педагогом было приятно ученику, доставляло ему радость; для этого он должен воспринимать именно музыку, а не быть поглощённым трудностями текста. С работой ученика на уроке тесно связана организация домашних занятий. Всё достигнутое в совместных занятиях может быть равно нулю, если малыш не будет заниматься дома. Поэтому на уроке надо научить его работать над пьеской, над отдельным трудным местом, помочь ему добиться нужных результатов. Для этого необходимы, прежде всего, максимальная конкретность и доступность заданий. Педагогу надо также наблюдать за режимом домашних занятий, просить старших в доме следить, чтобы ученик занимался ежедневно и достаточно по времени — желательно понемногу, но несколько раз в день. Необходима регулярность уроков с педагогом: пропуски при занятиях с начинающими вообще сводят на нет многое из того, что уже сделано.

Категория: