Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Влияние эмоций на поведение человека в чрезвычайной ситуации

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Якимова Ирина Ивановна
руководитель Психологической службы Первой гимназии
Косова О.Ф. учитель биологии Первой гимназии
Якимова Ирина Ивановна, руководитель психологической службы Первой гимназии

Урок-тренинг для старшеклассников, психология + биология

Цель: рассмотреть особенности влияния эмоций на поведение человека в экстремальной ситуации.

Задачи:

  • уменьшение тревожности и мобилизации внутренних ресурсов старшеклассников;
  • формирование умения управлять текущим психоэмоциональным состоянием;
  • развитие навыков критического мышления.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Материалы: апельсин, презентация, ручки, фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия

 

1. Разминка. Упражнение «Апельсин»

Участники сидят по кругу и перекидывают друг другу апельсин. Их задача — поймать апельсин и перекинуть другому. Тот, кто не поймал апельсин, должен назвать оригинальный и неожиданный способ его применения.

2. Основная часть. Упражнение «Давка»

Задача: работа с личностным пространством

Игровая задача — прорваться «опоздавшему пассажиру» в битком набитый автобус.

Группа создает подобие автобуса в час «пик». Для этого имеющиеся в комнате, где проводится занятие, стулья сдвигаются спинками к центру для создания с их помощью небольшого ограниченного пространства. Образовавшаяся площадка должна вместить всю группу без одного человека. Все плотно прижимаются друг к другу, как в автобусе. Ведущий становится водителем. Он объявляет остановки, открывает двери, отодвигая один стул, и закрывая двери через небольшой промежуток времени, лишая возможности войти в автобус того, кто не успел. Затем «опоздавшим пассажиром» становится другой участник группы.

По окончании игры «опоздавшие пассажиры» делятся своими ощущениями.

Вопросы для обсуждения:

  • какими приемами вы пользовались для того, чтобы проникнуть в автобус?
  • какие ощущения у вас при этом возникали?
  • какие эмоции у вас возникали, когда вам не удавалось проникнуть в «автобус»?
  • какие эмоции, ощущения возникали у остальных, когда на них оказывали силовое тактильное воздействие?

3. Информационное сообщение «Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях»

— Чрезвычайная ситуация — это положение, которое сложилось в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые сопровождаются человеческими жертвами, материальными потерями или ущербом для природной среды.

Мозговой штурм: Как еще можно назвать такую ситуацию, с точки зрения ее влияния на психическое состояние человека или группы людей?  

  • напряженная ситуация;
  • крайние условия;
  • сложная ситуация;
  • стрессовая ситуация;
  • острособытийная ситуация;
  • нештатные условия;
  • особые условия;
  • экстремальная ситуация.

— Украинские ученые М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко указывают на важность субъективного восприятия чрезвычайной ситуации: «Напряженная ситуация — это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Это тем более относится к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержание объективной деятельности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное — это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное — состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Общее, что характеризует напряженные ситуации, — это возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния».

В.Г. Андросюк приходит к такому выводу: «чрезвычайная ситуация — это такое состояние системы жизнедеятельности, которое опасно для жизни и здоровья, неблагоприятно для функционирования психики человека и может вызвать напряженность».

Исходя из всего вышесказанного, перечислим основные характеристики чрезвычайной ситуации:

1. Это ситуация крайняя, с очень большим по силе воздействием, выходящим за пределы диапазона возможностей человека.

2. Это усложненные условия деятельности, которые субъективно воспринимаются, понимаются и оцениваются человеком как трудные, опасные и т.д.

3. Ситуация вызывает возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния.

4. Чрезвычайная ситуация ведет к появлению состояния динамического рассогласования и требует максимальной мобилизации ресурсов организма.

5. Такая ситуация вызывает негативные функциональные состояния, нарушения психологической регуляции деятельности, и, тем самым снижает эффективность и надежность деятельности.

6. Человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей, интересов.

 

— Выделяют следующие уровни реакций в стрессовой ситуации:

Влияние эмоций на поведение человека в чрезвычайной ситуации

— Кортизол — гормоном стресса. Это уже звучит куда более правдоподобнее и не так страшно. Хотя, в больших количествах, гормон кортизол действительно может существенно навредить здоровью человека, и теоретически привести к смерти организма. Каким образом происходит выработка гормона кортизола и главное — для чего?

Выброс гормона кортизола в кровь — одна из самых древних реакций, которые достались нам в наследство от далеких предков. В их жизни стрессовых ситуаций было не то чтобы больше, но качественно они были другие — либо нападал враг (или зверь), либо приходилось спасаться от природной стихии, либо ситуация вынуждала вступить в противоборство с сородичем. Мозг реагировал на стресс цепочкой определенных химических реакции, вследствие которых в кровь поступало большое количество кортизола — гормона, который отвечал за прилив кровотока к мышцам (чтобы человек мог драться или убегать), и отток крови от всех прочих систем.

В наши дни надобность в подобной мышечной активации мы практически не испытываем — бытовые конфликты в XXI веке решаются в основном мирными способами. Однако реакция осталась — всякий раз, получая сигнал о стрессе, мозг дает команду надпочечникам вырабатывать гормон кортизол, который мгновенно снижает активность иммунной системы, тормозит когнитивные функции, замедляет процессы пищеварения, но способствует более быстрому расщеплению белков и углеводов и активизирует мышцы.

Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному:

  • у некоторых расширяются зрачки — «у страха глаза велики»;
  • нарушается дыхание, начинается сердцебиение — «сердце готово вырваться из груди»;
  • спазмы периферических кровеносных сосудов — «побелел как мел»;
  • появляется холодный пот, слабеют мышцы — «опустились руки или колени подогнулись;
  • меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи — «онеметь от страха».

Упражнение «Ассоциации». Какие эмоции возникают у вас, когда вы слышите слово «чрезвычайная ситуация»?

— При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.

Чрезвычайная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека. Факторы, порождающие психическую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное мобилизующее влияние на человека, а в других — отрицательное, дезорганизующее воздействие. Нас интересует ресурсное состояние в экстремальных ситуациях, поэтому рассмотрим положительные, мобилизующие изменения в эмоциональной, познавательной и поведенческой сфере личности, вызываемые воздействием таких ситуаций.

По мнению В.Г. Андросюк, к таким изменениям относятся:

 — снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;

— понижение утомляемости, — исчезновение или притупление чувства усталости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;

— повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;

— активизация деловых мотивов, чувств долга. У человека возникает деловое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;

— активизация познавательной деятельности. Человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуиция.

— проявление интереса, энтузиазма. В решении задач человеком мобилизуются его психологические возможности и специальные способности).

Возможность противостоять чрезвычайной ситуации включает три составляющие:

1. физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);

2. психическую устойчивость, обусловленную подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в экстремальной ситуации, наличие положительной мотивации и др.);

3. психологическую готовность (активнодеятельностное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия).

Здраво оценивая ситуацию и умея выделить её признаки и особенности мы можем строить прогнозы, предугадывать развитие, снижать действие вторичных поражающих факторов или полностью устранять их. Находясь в хорошей физической и психологической форме, приобретая необходимые знания и умения, а также опыт, чётко осознавая свои моральные ценности и имея субъектную позицию поведения можно значительно повысить личную готовность к ЧС. Осознание своего места в ситуации и наличие конкретного плана действий поможет избежать паники, растерянности, апатии или ступора. Грамотно реагируя на действия окружающих можно избежать неосознанных коллективных действий, получить позитивный пример, отправную точку для действий, другую позитивную, воодушевляющую информацию.

4. Творческое задание

1 и 3 группа: составить современную ПОСЛОВИЦУ о действиях в ЧС.

2 и 4 группа: составить АЛГОРИТМ действия в ЧС только из 10 глаголов.

Представление и обсуждение выполненных работ.

5. Домашнее задание. Проверьте уровень собственной стрессоустойчивости

Предупреждение! Это упражнение можно делать лишь в том случае, если в вашей жизни не произошло кризисных или траги­ческих событий, перевернувших вашу жизнь, оно подходит для обычной, повседневной жизни.

Возьмите лист бумаги, разделите его на две половины, слева напишите события и ситуации, которые вызвали раздражение, негодование, взволновали и огорчили вас в последние несколько дней, справа оцените степень воздей­ствия по пятибалльной шкале (5 — максимальное раздра­жение, 1 — легкая степень недовольства), просуммируйте полученный результат. Потом сверните этот лист и отло­жите его на неделю. Через неделю попробуйте вспомнить записанные вами события и снова оцените их по пятибал­льной шкале, снова сложите все проставленные вами оцен­ки. Теперь сравните полученные результаты. Попробуем оценить, что получилось:

Вариант 1. Результаты полностью совпали. У вас хоро­шая память.

Вариант 2. Вы вспомнили все события, но оценка их по­менялась в ту или другую сторону. Вы можете понять, на­сколько ошиблись в первоначальной оценке события. Например, Вы в первом случае оценили конфликт с подругой в пять баллов, а через неделю, успокоившись и про­анализировав ситуацию, — в два балла. Это значит, что, возможно, вы отреагировали на ситуацию слишком эмо­ционально.

Вариант 3: Некоторые события Вы не вспомнили, или в Вашем списке появились события, которых раньше не было. Еще более выраженная ошибка в эмоциональной оценке события.

Затем попробуйте поставить себе оценку за стрессоустойчивость. Посчитаем средний балл для первого и второго случая, например:

 

Первая оценка

Оценка через неделю

Ожидание в пробке

3

Ожидание в пробке

2

Двойка, полученная ребенком в школе

4

Двойка, полученная ребенком в школе

4

Опоздание на работу

3

Не вспомнилось

0

Конфликт в магазине

3

Конфликт в магазине

1

Итого

12

Итого

6

Средний балл

12/4=3

Средний балл

6/4=1,5

Теперь от первого значения отнимем второе: 3-1,5=1,5. Можно говорить о том, что в данном примере человек переоценивает эмоциональную значимость событий на 1,5 балла по пятибалльной шкале (для сравнения, это при­мерно та же разница, как между школьными оценками пять и три с плюсом). За эту разницу мы часто платим сво­им здоровьем и душевным спокойствием.

Литература

  1. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. — СПб.: «Речь», 2006.
  2. Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н., Кузнецова Т.Ю., Макарова О.Л., Матафонова Т.Ю., Павлова М.В., Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. М., 1997.
  3. Дружинин В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях, М., 1996.
Категория: