Амиленова Даметкен Айтмагамбетовна, учитель русского языка и литературы средней школы №24 г. Павлодара |
8 класс
Цель урока:
Цель на данном этапе — актуализация знаний по фабуле повести для создания ситуации успеха на уроке, а также выявление ключевых слов для определения темы и проблематики повести.
Ребята, к данному уроку вы получили задание прочитать повесть «Безумная Евдокия». Вам название показалось забавным. Действительно ли о безумной женщине идет речь? Давайте вспомним основные события, происходящие с героями повести. Попутно будем заполнять дневник двойной записи.
Ключевые слова |
Комментарии детей (примерно) |
… Спасибо ей (Оле) Нелегко придется нашей талантливой дочери в мире обыкновенных… Оля просто не вынесла. Всему есть предел! Безумная Евдокия и в самом деле руководила умами и поступками учеников. С «маленькими» спокойнее … они ей гораздо ближе… Жить только собой – это еще полбеды. Гораздо страшнее, живя собой, затрагивать походя чужие судьбы. Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречен на одиночество. К человечности талант художника может и не прилагаться, но к дарованию человечность – безусловно. |
С самого рождения Оли родители благодарили ее. Хотя жизнью рисковала мать, рисковал своей любовью и счастьем отец. Такова точка зрения родителей Оли. Они строят свое отношение к учителю и одноклассникам Оли на том, как и что рассказывает им дочь. Все, со всеми, для всех – это главные слова в жизни и работе учительницы. Она не желала замечать того, что было ярко и индивидуально. Конфликт Оли и классного руководителя постепенно переходит в конфликт Оли с классом. Стиль работы учителя достоин (каждый пишет свое мнение). Не желая терять пальму первенства, Оля решила доказать свою неординарность и в походе: первой разгадав тайну, она идет к успеху одна. Это ей удалось, но за это поплатилась здоровьем ее мать |
Прочитайте внимательно ключевые фразы и попробуйте сформулировать проблемы, которые затрагивает писатель в своей повести.
(учительская диктатура и подлинная свобода личности, взаимоотношения талантливых и обыкновенных людей, соотношение таланта и человечности в человеке и др.)
Цель на данном этапе — опираясь на знание текста, помочь учащимся понять авторскую позицию в решении нравственных проблем и помочь учащимся сформировать собственную точку зрения по данным проблемам.
Кого из героев повести вы поставили бы в центре повествования?
Какими словами можно определить взаимоотношения главных героев повести?
Родители | Оля | |
Борис и Люся | Евдокия Савельевна | |
Восхищение и обожание любовь и поклонение | противостояние |
— Что же было причиной обожания и противостояния?
(Оля необыкновенно талантлива и требует к себе особого внимания и отношения)
Права ли она?
(учащиеся обсуждают проблему в группах, а) с точки родителей девочки б) с точки зрения учителя в) с точки зрения одноклассников. Затем от каждой группы выступает один ученик. Дети должны аргументировать свои ответы ссылкой на текст.)
Затем детям предлагается написать свободное письмо по одной из проблем:
Заслушав мнение учащихся, предлагаю им вопросы для диспута:
Сама Евдокия Савельевна говорит, что Оля, видимо, не зря прозвала ее «безумной». Согласны ли вы с ней?
Цель на данном этапе — выявит степень осознания учащимися авторской идеи, выявить отношение детей к освещаемым проблемам.
Прочитайте заключительные строчки повести. Найдите здесь ключевые слова и сформулируйте основную идею автора, выраженную всем ходом повествования. (порок сердца не болезнь, а нечто иное…)
Написать эссе «Порок сердца не болезнь, а нечто иное»