Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Внеклассное мероприятие по математике «Счастливый случай»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Членова Елена Александровна, учитель математики и информатики, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Новорыбинская средняя школа» СКО Жамбылский район, село Новорыбинка

Членова Елена Александровна

Для учащихся 7–8 классов

Цель: формирование познавательной активности учащихся, развитие любознательности, интереса к предмету, умения работать в коллективе, расширение кругозора учащихся.

Оборудование: кабинет с интерактивной доской, презентация.

Игра проводится в рамках недели математики. Заранее формируются команды по 5–6 человек. Каждая команда готовит название, девиз, эмблему. По окончании каждого гейма жюри подводит итоги и объявляет результат. В качестве домашнего задания команды готовят друг другу по 3 вопроса.

План игры:

1. Вступительное слово учителя.
2. Представление команд.
3. Гейм I «Дальше,…Дальше…».
4. Гейм II «Ты — мне, я — тебе».
5. Гейм III «Заморочки из бочки».
6. Гейм IV «Конкурс капитанов».
7. Гейм V «Гонка за лидером».
8. Подведение итогов игры.

Ход игры

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поиграем в игру «Счастливый случай». Эпиграфом к нашей игре станут следующие слова:

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». О.Паскаль

Итак, командиры, представьте свои команды и начнем игру.

I гейм «Дальше,…Дальше…»

Каждой команде в течение 1 минуты задаются вопросы. За правильный ответ команда получает один балл. Если команда не знает правильного ответа, то говорит «Дальше!».

Вопросы для первой команды:

1. Сотая часть числа. (Один процент)

2. Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)

3. Независимая переменная. (Аргумент)

4. Мера времени из трех букв. (Век)

5. Треугольник с равными сторонами. (Равносторонний)

6. График линейной функции. (Прямая)

7. Наибольшая сторона прямоугольного треугольника. (Гипотенуза)

8. Вундеркинд — это кто? (Одаренный ребенок)

9. Автор книг «Начала». (Евклид)

10. Очевидное предложение, принимаемое без доказательства. (Аксиома)

11. Отрезок, соединяющий центр окружности с ее точкой. (Радиус)

12. Результат деления. (Частное)

13. Прибор для измерения углов. (Транспортир)

14. Неопределяемые понятия планиметрии. (Точка, прямая)

15. Слагаемые с одинаковой буквенной частью. (Подобные)

Вопросы для второй команды:

1. Знаки для записи чисел. (Цифры)

2. 1000 метров. (Километр)

3. Числа, отличающиеся знаком. (Противоположные)

4. Действие, обратное сложению. (Вычитание)

5. Угол в 180 градусов. (Развернутый)

6. Форма глобуса. (Шар)

7. Место, занимаемое цифрой в записи числа. (Разряд)

8. Треугольник со сторонами 3,4,5. (Египетский)

9. На него делить нельзя. (На нуль)

10. Древняя наука о числе. (Арифметика)

11. Отрезок, соединяющий две точки окружности. (Хорда)

12. Числа, употребляемые для счета предметов. (Натуральные)

13. Сколько раз отмеряют, чтобы отрезать? (Семь раз)

14. Сто соток. (Гектар)

15. Фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки. (Угол)

II гейм «Ты — мне, я — тебе»

Команды обмениваются приготовленными вопросами. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Время на обдумывание — 1 минута.

III гейм «Заморочки из бочки»

Из мешка с десятью бочонками команды по очереди вынимают по одному бочонку 3 раза. Ведущий зачитывает вопрос, соответствующий номеру на бочонке. Время на обдумывание ответа — 30 секунд. Первой начинает команда, набравшая наибольшее количество баллов. За каждый правильный ответ — 3 балла.

1. Возможна ли такая ситуация: У двух зрячих один брат слепой, но у этого слепого нет зрячих братьев. (Они ему сестры)

2. Кирпич имеет массу 1,5 кг и еще полкирпича. Какова масса кирпича? (3 кг)

3. Величайший математик древности Архимед погиб в возрасте 75 лет во время осады Сиракуз в 212 г. до н. э. Определите год рождения Архимеда. (287 г. до н. э.)

4. Что означает поговорка: «Семь пядей во лбу?» (Так говорят об очень умном человеке)

5. В каком числе столько же цифр, сколько и букв? (Сто, 100)

6. Что больше: произведение всех цифр или их сумма? (Сумма)

7. На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробушка. Сколько воробьев осталось на грядке? (Все улетели)

8. Хорошо известно, что 5 в квадрате равно 25, 10 в квадрате — 100, ½ в квадрате — это ¼; а чему равен угол в квадрате? (Ответ: 90°)

9. Мотоцикл ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок? (Ни одной)

10. Что будет «завтра», а было «вчера»? (Сегодня)

IV гейм «Конкурс капитанов»

Капитанам предлагается проанализировать ситуацию и ответить на вопрос, за правильный ответ начисляется 3 балла.

Математик, оказавшись в чужом городе, решил постричься. В городе было всего лишь две парикмахерских. Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо, плохо выбрит и небрежно пострижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а мастер был безукоризненно одет, чисто выбрит и аккуратно пострижен. Поразмыслив, человек отправился стричься к первому мастеру. Не могли бы вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд, решения математика? (Поскольку в городе всего лишь два парикмахера, то каждый мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того мастера, который лучше постриг своего конкурента)

V гейм «Гонка за лидером»

Вопросы читаются одновременно двум командам в течение 2 минут. За каждый правильный ответ — 1 балл. Баллы присуждаются той команде, которая быстро и правильно ответит на вопрос.

1. Числовой множитель. (Коэффициент)

2. Сумма смежных углов. (180)

3. Кратчайшее расстояние от точки до прямой. (Перпендикуляр)

4. Скорость на море. (Узел)

5. Наименьшее натуральное число. (1)

6. Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса)

7. Одна двадцать четвертая часть суток. (Час)

8. Сумма всех сторон многоугольника. (Периметр)

9. Наименьшее четное число. (2)

10. Наука о свойствах геометрических фигур. (Геометрия)

11. Равенство, верное при всех значениях входящих в него переменных. (Тождество)

12. Результат умножения. (Произведение)

13. Прямоугольник с равными сторонами. (Квадрат)

14. Треугольный платок. (Косынка)

15. Единица измерения веса драгоценных металлов. (Карат)

16. Наибольшее натуральное число. (Нет)

17. Количество нот. (Семь)

18. Что такое абак? (Счеты)

19. Вторая координата точки на плоскости. (Ордината)

20. Рост Дюймовочки. (1 дюйм)

Подведение итогов игры

Жюри подводит итоги игры. Награждение победителей.

Литература

1. Глейзер Г. И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1981.
2. Нагибин Ф. Ф. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 1988.
3. Григорьева Г. И. Математика. Предметная неделя в школе. М.:Глобус, 2008.

Категория: