Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Волшебная сила добра

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Цыбульская Татьяна Петровна учитель самопознания второй категории ГУ г. Степногорск средняя школа имени В.Комарова п. Шантобе Акмолинской области

Цыбульская Т.П.

Доброта, милосердие, умение сопереживать чувствам других людей создают основу человеческого счастья. Об этом в IV веке до нашей эры утверждал древнегреческий философ Платон: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». На уроках Самопознания мы часто вспоминаем слова о доброте из «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «А в чём самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять».

Волшебная сила добра

Доброта — это лекарство от многого и в первую очередь от всего дурного. Как же возникает в человеческом сердце это чудесное, светлое чувство, помогающее жить, творить, делать жизнь прекрасной? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить, чего там больше — добра или зла. В каждом человеке есть маленькое солнце. Это солнце — доброта, которая начинается с любви к живому. Добрый человек — это тот, кто любит людей и помогает им, кто любит природу и сохраняет её. А любовь и доброта согревают, как солнце. Совершая по собственной инициативе добрые дела, некоторые люди ждут похвалы, благодарности, не получив, начинают раскаиваться в совершенном добром деле. Конечно, нам понятно восклицание Шекспира: «Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?!», однако, здесь надо проявить известную терпимость. Действительно, когда мы встречаем обязанного нам человека, то нередко вспоминаем, как он должен быть нам благодарен, но как часто мы встречаем людей, которых сами должны благодарить. А мы об этом забываем. Уроки самопознания в школе призывают учащихся поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми, уметь общаться, быть благородными, добрыми.

Стоит вспомнить слова Экзюпери: «Самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения». Учитель самопознания призывает ребят к тому, что, общаясь с другим человеком, необходимо проявлять интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относиться к его переживаниям. Благотворно влияет на многих ребят похвала во время урока за добрые дела, даже если у него нет значительных успехов, полезно заметить его первые попытки сделать что-то хорошее. Нечасто встречается человек, который никогда в жизни ни с кем не ссорился. Дадим советы: избегайте ссор, конфликтов, необдуманных поступков. Ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Никого никогда не упрекайте! Правда, нередко, говорящему кажется, что он не упрекает, высказывает справедливое замечание. Если же всё- таки упреки прозвучали, и ссора состоялась — миритесь!

«Большая цель добра начинается с малого — желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее» (Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»).

Категория: