Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Занимательная математика: «Хвала геометрии!»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Науменко Елена Равилевна учитель начальных классов второй квалификационной категории высшего уровня КГУ «Средняя школа № 21» г. Петропавловск Северо-Казахстанская область

Науменко Елена Равилевна

Урок-праздник

Цель урока:

• Способствовать привитию любви, интереса к геометрии как образовательному предмету.
• Способствовать расширению кругозора, мышления (когнитивного)

Оборудование: Плакат «Хвала геометрии!», на доске слова А. С. Пушкина «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии», шарики, костюмы персонажей, диск с записью фонограмм выученных песен. Костюмы для королевы Геометрии и ее свиты, 2 листа, ножницы, бумага, цветные карандаши, геометрические фигуры, карточки

Занимательная математика «Хвала геометрии»

Ход праздника

I. Вступительная часть

Дети исполняют песню «Чему учат в школе»

1 ученик:
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолка речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня праздник.

2 ученик:
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.

3 ученик:
Ты нам, геометрия, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодёжь
Проявлять и волю и смекалку
И за это в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

1 ученик: Мы сегодня путешествуем по стране Геометрия. Что такое геометрия? В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» — земля, «метрио» — измерять)

2 ученик: Геометрия — это один из разделов науки математики. Геометрия возникла в глубокой древности и была открыта египтянами. Она возникла как наука, необходимая для измерения Земли.

3 ученик: Это было связано с разными измерительными работами при проведении дорог и строительстве зданий. Возникли правила, относящиеся к геометрическим измерениям. Постепенно геометрия превратилась в самостоятельную науку со своим сводом геометрических правил.

4 ученик:
Білімдіден шыққан сөз,
Талаптыға болсын кез.
Нұрын, сырын көруге
Көкірегінде болсыне өз,
Дүние де өзі, малда өзі,
Ғылымға көңіл бөлсеніз.

5 ученик:
Ғылым таппай мақтанба,
Орын таппай баптанба,
Құмарланып шаттанба,
Ойнап босқа күлуге.

6 ученик:
Болмасаң да ұқсап бақ,
Бір ғалымды көрсеңіз.
Ондай болмақ қайда деп,
Айтпа ғылым сүйсеңіз.

7 ученик:
Оқулықты баршаға,
Талай ғалым қолға алып.
Жылдар бойы қаншама,
Жазады ұзақ толғанып.

1 ученик:
Не крутите пёстрый глобус,
Не найдёте вы на нём
Той страны, страны чудесной
В которую мы попадём.

2 ученик:
В той стране живут фигуры,
Линии, точки и тела,
Треугольники, квадраты,
Вот такие, брат, дела!

3 ученик:
Пусть в эту страну
Не ходят поезда
Страна Геометрия
Рядом с нами в школе всегда

1 ведущий:
Чтобы образованным человеком стать
Надо геометрию знать!

Занимательная математика «Хвала геометрии»

2 ведущий: Добро пожаловать в страну Геометрию. Нас почтила своим вниманием королева этой страны — ее Высочество Геометрия.

(Под звуки фанфар входит королева)

Королева: Садитесь, друзья! Рада видеть вас, второклассники. Что ж... скажи, все ли в порядке в моей стране.

Точка:
Нет, нет, какой порядок,
Если два брата,
Треугольник с Квадратом,
Меж собой дерутся,
Никак не разберутся.

Королева: Позвать их сюда. Что у вас случилось?

2. Сценка на казахском языке языке

Көпбұрыштың пайда болуы

Ертеде үш бұрыш пен төрт бұрыш дос болыптыю Бірақ үш бұрыш төрт бұрышты көре алмапты

— Меннен бұрышы артық деп.

Үш бұрыш: Ей төрт бұрыш, сен неге мәз боласың! Меннен бұрышың артық деп тұрсың ба?

Төрт бұрыш: Жо-жоқ мен сені қапа қылмақшы емеспін! Үш бұрыш сен әдемісің

Үш бұрыш: Қап бәлем тұратұршы, меннен ешкімнің артық болуы мүмкін емес, бұрышынды жоқ қылмасам ба! (бұрыштарын қырқады)

Көп бұрыш: Ой мен өзгеріп қалыппын ғой, бұрыштарымды кім қырқты, айнаға қарайыншы (Айнаға қарайды)

Үш бұрыш: Төрт бұрыштың масқара болғанын көрмейінші (көзін жұмып тұрады)

Көп бұрыш: Алакай! Мен көп бұрыш болыптым.

Үш бұрыш: Кесемін деп бұрышты әлім босқа құрыпты.

Көп бұрыш: Рақмет, саған үш бұрыш, жасаған мені көп бұрыш

Көп бұрыш пен үш бұрыш: (қол ұстасып)

— Кіп кішкентай досым ай, бір-біріді қызғанып күндеп жүрме осылай. (соңы)

Занимательная математика «Хвала геометрии»

Королева: Думаю. Что теперь всё в нашей стране будет спокойно и мирно, и мы можем продолжать наш праздник

Точка: Ваше высочество, чтобы обсудить последние новости среди всех ваших геометрических подданных, мы предлагаем вам посетить геометрический съезд

3 Геометрический съезд (инсценировка)

Треугольник:
Я открываю заседание
И должен высказать,
Что очень рад
Приветствовать
Почетное собрание,
Определим гостей подряд
И выясним их званья.

Занимательная математика «Хвала геометрии»

Квадрат:
Здесь перед вами их анкеты,
Где точно все изложены ответы.
Но нет... пусть они
Рассказывают сами,
Какие свойства их,
Как их зовут.
Ты ж их рассказ
Проверишь чертежами...
Пусть младшие начнут.

Появляется Веселая Точка: Здравствуйте!

Треугольник:
Кто тут? Я ничего не вижу!
Будь добр и подойди поближе!

Точка:
Я — невидимка, в этом суть моя,
Меня всегда изображают
Прикосновеньем мела
Иль карандаша.
И буквою одной обозначают,
Но я пред всеми заявляю смело,
Что без меня и линий нет -
Они движенья точки след.

Треугольник:
Хоть ты действительно мала,
Но и полезна,
В этом нет сомненья.
Чья очередь?

Выходят Линия Кривая и Линия Прямая.

Прямая:
Я здесь. Я линия Прямая.
Сейчас я вертикальна.
Могу, однако же,
Принять любой наклон,
Могу и лечь горизонтально.

Квадрат:
Да, и ты нужна, важна,
А что худа, нельзя считать за грех,
А рядом кто с тобой?

Кривая:
Я сестра ее родная —
Зовусь я линия Кривая.
В двух точках
Встретившись с Прямой
Всегда тянусь за ней дугой.

Вбегает Ломаная Линия, выходит Окружность, а за ней прячется Угол.

Окружность: А я — Окружность важная!

Треугольник: Кривая замкнутая, что ли?

Окружность:
Ты совершенно прав, мой друг.
Часть плоскости я заключаю в круг.

Треугольник:
Но кто там прячется за вами
Без головы с двумя ногами?

Угол:
Вы ошибаетесь, дружок!
Мне служит головой вершина,
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами иль лучами.

Квадрат:
Постой, дружок,
Ты выступаешь смело,
Но ведь совсем не в этом дело!
Скажи мне, кто ты сам?

Угол:
Я — угол, коль угодно вам!
Есть разные углы.
Я, например, прямой.
Есть острые, тупые.

Треугольник: Чья дальше очередь?

Пятиугольник:
Как будто бы моя,
Сейчас собранию
Представлюсь я!
Когда вы будете иметь желанье,
Число вершин лишь только стоит сосчитать.
Вот, например, когда их будет пять,
Пятиугольником меня
Должны признать.

Квадрат:
Довольно!
Можно кончить с этой темой.
Пора поговорить о нас

(К треугольнику):
Имею я четыре стороны,
И все они равны
И я квадрат!

Треугольник:
Ты на меня, ты на него,
На всех на нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин,
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.

Королева:
Мы от собравшихся гостей
Достаточно узнали новостей.
Благодарю, что аккуратно вы явились
И честно потрудились
Все ваши свойства съезду пояснить.
Теперь легко ребятам изложить
Суть геометрии.

Королева: Что-то я устала. Друзья, пора немного отдохнуть. Попеть и поплясать. А так как праздник наш, то песни вы для нас пропойте

Песня на казахском языке

(Появляется Незнайка с портфелем)

Занимательная математика «Хвала геометрии»

— Привет всем! Меня зовут Незнайка. Я из города маленьких Весёлых Человечков. Слышал я, что у вас сегодня большой праздник. Это я люблю. Только не понимаю, зачем нужна геометрия. Говорят, эта наука помогает в работе. Без неё даже дом не построишь. А у меня как раз несчастье — рухнул мой дом в городе Весёлых человечков. Как же мне построить новый? Королева Геометрии, помогите мне, пожалуйста.

Королева: Ребята, давайте поможем Незнайке. Соберите дом из геометрических фигур.

Незнайка: Вы не думайте, я буду вам помогать.

(Дети собирают дом из различных геометрических фигур)

Незнайка: Ой, какие ребята молодцы. Как у вас интересно.

Точка: Ваше Величество, к нам приехали гости заморские — сказочные персонажи. Просят их принять.

Незнайка:
Да это же мой друг !
Он на земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт свой длинный —
Кто же это? Ответы детей: (Буратино)

Занимательная математика «Хвала геометрии»

Танец «Буратино»

Буратино: Привет, друг! Куда это мы попали? (обнимаются)

Незнайка: В страну Геометрию.

Буратино: Всё из-за этой противной Мальвины. Говорит, что знанье — это свет. Темнота, да и только. Ой, а это кто?

Королева: Я — Королева Геометрии. Прошу любить меня и жаловать.

Буратино: Вот, вот! Вот вы- то мне и нужны. Представляете, эта несносная девчонка — Мальвина решила меня всему научить. Одним словом, мучает меня. Говорит, что не пустит меня обратно в мою сказку, пока я не выучу геометрические термины. Что это такое и с чем их едят не знаю.

Незнайка: Ты и вправду мне как брат — такой же незнайка.

Королева: Ты, Буратино попал по адресу и сейчас моя свита, вместе с ребятами тебе помогут овладеть Геометрическими терминами. А ты Незнайка тоже запоминай.

4. Геометрические термины, задания

Занимательная математика «Хвала геометрии»

Геометрическая разминка «Назови одним словом»

— Ее изображают прикосновением карандаша к бумаге. (Точка.)

— Имеет он четыре стороны, и все они равны. (Квадрат.)

— Без начала и без края линия... (Прямая.)

— Три стороны и три угла и столько же вершин. (Треугольник.)

— Часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками. (Отрезок.)

— Об этой фигуре разносится весть: конца в ней пусть нет, начало-то есть. (Луч.)

— Она идёт по краю круга. (Окружность)

Буратино: Здорово, а это оказывается интересно.

Незнайка: Посмотрите-ка, что я нашёл. Тут что-то написано... Буратино, читай!

Буратино: (Читает) Нарисуйте фигуру симметричную данной. А это как?

Незнайка: Действительно, как?

Королева: Эх вы, глупенькие. Сейчас мы вас научим. Идите к ребятам, они помогут. (Выполняют задание с детьми, играет музыка)

Занимательная математика «Хвала геометрии»

Королева:
Ещё одно задание хочу вам дать.
Сколько треугольников спряталось опять?

Занимательная математика «Хвала геометрии»

Незнайка и Буратино: Мы тоже приготовили задание. «Найдите лишнюю фигуру».

Занимательная математика «Хвала геометрии»

Буратино: Чего-то хочется необычного?

Королева: Желание гостя — закон. Выполняйте.

Казахский танец

Занимательная математика «Хвала геометрии»

Буратино: С вами, ребята, весело! Но нам уже пора!

Незнайка: Королева Геометрии, возьмите нас с собой в свою страну. Мы хотим многому научиться. Ребята такие хорошие, добрые, умные. Они нам открыли глаза на эту удивительную науку.

Королева: Хорошо. Будет нелегко, но вы справитесь. Ну а я осталась очень довольна праздником в мою честь. Меня порадовали своими знаниями ученики вторых классов, и за это я награждаю их королевским подарком.

(Вносят торт с фейерверками. Звучат фанфары)

Занимательная математика «Хвала геометрии»

Королева:
Ну вот пришла прощаться нам пора.
Прощайте,
Но только геометрических свойств не забывайте.
Когда для праздника срок мы изберем,
Всех вас опять повесткой позовем.
Признательность свою вам изъявляю,
И праздник наш я закрываю!

Буратино с Незнайкой:
Праздник весёлый удался на славу.
Мы думаем, всем он пришёлся по нраву.
Прощайте, прощайте, все счастливы будьте —
Здоровы, послушны, и нас не забудьте!

Королева: До скорой встречи на уроках.

Песня «Дорогою добра»

Использованные источники:
httpss://znanie.podelise.ru/docs/92347/index-2958.html
httpss://www.pandia.ru/text/77/294/83251.php

Категория: