Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Занятие по развитию речи: Творческое рассказывание «Сочиняем стихи»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Жагупарова Марал Райзановна воспитатель мини-центра «Светлячок» Заградовской средней школы Есильского района Северо-Казахстанской области

Творческое рассказывание «Сочиняем стихи»

Открытое занятие по развитию речи в средней группе

Цель: Развивать речь детей посредством применения художественного слова, путём использования стихотворной рифмы.

Задачи:

  1. Развивать интерес к поэтическому литературному жанру.
  2. Развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас.
  3. Упражнять в придумывании коротких четверостиший.
  4. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Материалы и оборудование: Запись из мультфильма «Незнайка», потрёпанная книжка, игрушки для игры «Кузовок», иллюстрации к стихотворению «Пирог», мяч, шапочка-маска, подарки для Незнайки — ластик, обложка для книги, клей, кисточка.

Ход занятия

В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).

Воспитатель: — Незнайка, почему ты такой грустный?

Незнайка: — Да, вот, книжка вся рассыпалась!

Воспитатель: — Но как же это могло произойти?

Незнайка: — Не знаю!

Воспитатель: — Незнайка, ты, наверное, с книжкой плохо обращался!

Незнайка: — Да, нет! Не знаю! А как это «плохо обращался»?

Воспитатель: — Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой!

Дети отвечают: неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, рвать их, черкать карандашом и т. д.

Незнайка: — Подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки. А книга у меня самая ерундовая. Так, стишки какие-то!

Воспитатель: — Незнайка, так у тебя самая замечательная книга — кытап. Здесь стихи для детей. Вот, послушайте, ребята, какие замечательные стихи в Незнайкиной книге: (зачитывает стихи А. Барто)

Воспитатель спрашивает у детей, понравились ли им стихи? Чем отличаются стихи от рассказов? А чем отличаются стихи от сказок? (дети отвечают)

Воспитатель: В стихах есть ритм, рифма. Чтобы ты, Незнайка, хорошо усвоил что такое рифма, поиграй с нами в увлекательную игру «Кузовок». Правила игры очень просты. Ребята будут передавать друг другу кузовок и складывать в него всё, что заканчивается на «ок».

Воспитатель: — Я положу в кузовок клубок.

Дети: — А я положу в кузовок — платок
— замок
— сапожок, башмачок, чулок, утюжок, колобок, цветок…

— Ну, что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами подобрать рифму в стихотворении Д. Хармса «Пирог» (с иллюстрациями)

Я хотел устроить бал
И я гостей к себе… (позвал)
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый… (пирог)
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости… (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек… (откусил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту… (съел).
Когда же гости подошли,
То даже кроши… (не нашли)

Воспитатель: Сейчас мы, ребята, ещё потренируемся в игре «подбери рифму» и попробуем сами сочинить стихи.

Физминутка: Игра с мячом (дети становятся в круг):

Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ручками хлопают,
Ножками топают.
— Балалар, мынау не?
— Мынау доп!

Воспитатель бросает ребёнку мяч, говорит слово, ребёнок подбирает рифму: пень-день, ночь-дочь, кот-рот, палка-галка, печка-свечка, мышка-крышка.

Игра «Добавлялки»

РА-РА-РА начинается (игра)
РЫ-РЫ-РЫ у мальчика (шары)
РО-РО-РО у Маши новое (ведро)
РУ-РУ-РУ продолжаем мы (игру)
ОР-ОР-ОР созрел красный (помидор)
ЛУ-ЛУ-ЛУ сидит кот в (углу)
ША-ША-ША мама моет (малыша)
ЖА-ЖА-ЖА есть иголки у (ежа)
СА-СА-СА в лесу бегает (оса)
СУ-СУ-СУ было холодно (лесу)
ОТ-ОТ-ОТ в болоте спит (бегемот)

Воспитатель: Незнайка, а ты когда-нибудь пробовал сочинять стихи?

Незнайка: — Да что их там сочинять! Тяп-ляп и готово! Подобрал рифму — вот и стишок получился! Вот, пожалуйста, слушайте стихи, которые написал знаменитый поэт

Незнайка:

Посмотрите, у зайчонка
Мёду — целых два бочонка!

Воспитатель: — Незнайка, но разве так бывает?

Незнайка: — Ну ладно, сейчас лучше сочиню:

У пушистой белки
Три моркови на тарелке!

Воспитатель: — Незнайка, ну, ты опять что-то не то сочиняешь!

Незнайка: — Ладно, сейчас постараюсь:

У Маши в кружке
Квакает лягушка!

Воспитатель: — Ребята, можно так сочинять стихи? Это у тебя, Незнайка, перепутаница какая-то получилась. Кроме рифмы в стихах должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными, шуточными. Давайте попробуем все вместе сочинять стихи. И ты, Незнайка, помогай нам, учись.

— Сначала нужно выбрать героя (на большой палец надеваем шапочку-маску)

Жил-был мальчик!

— Далее нужно рассказать, какой он был и что делал:

Маленький…..мальчик
Он кашу……. кушал
И маму……. Слушал

— Ребята, что ещё мог делать мальчик?

Он печь……топил,
Дрова……..носил,
Пол…….подметал,
Маму….встречал,
Папу на работу…….провожал.

— А теперь нам нужно выразить отношение к нашему герою:

Хороший был пальчик
Маленький мальчик.

(у детей могут быть другие варианты)

— Незнайка, ты теперь понял, что стихи писать интересно и очень нелегко. А сколько замечательных поэтов написали стихи для детей! Это А. Барто, Б.Заходер, С. Маршак, М. Алимбаев, Бодешев и т. д.

Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращается с такой замечательной книжкой, обещает детям подклеить её, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книжку прочитать.

Воспитатель предлагает Незнайке помочь отремонтировать книгу и почитать её вместе с детьми. Дети дарят Незнайке ластик, клей, кисточку, обложку.

Прощаются.

Итог занятия

— Ребята, кто приходил к нам в гости? Что мы с вами учились сочинять? Что обозначает слово «рифма»? Как нужно обращаться с книгами? Как звучит на казахском языке «книга»?