Интеграция в собственную практику модуля Программы курса третьего (базового) уровня «Обучение критическому мышлению»
Жауке Құралай Мейрамханқызы учитель истории первой категории школы-гимназии №22 |
В 2012 году на базе НИШ я прошла курсы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ Республики Казахстан по программе третьего (базового) уровня. Основной задачей Программы курса было — помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. Базовый материал дифференцирован на семь модулей.
После ознакомления с идеями модуля Обучение критическому мышлению, я решила внедрить ее в свою практику. Я считаю, что данный модуль развивает у детей такие навыки, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны, как:
- наблюдение;
- анализ;
- вывод;
- интерпретация (Руководство, стр. — 166).
Также я ознакомилась со статьей Д. Клустера (журнал «Перемена», 2001, № 4), где он выделяет следующие параметры критического мышления:
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
5. Критическое мышление есть мышление социальное.
Я соглашаюсь с определением, которое дает Брюшинкин В.Н.: «Критическое мышление — последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний, с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям. … Существуют уровни критического мышления, для каждого из которых есть свой вид аргументации, характеризующийся различными соотношениями логической и когнитивной компоненты:
1) эмпирический уровень — критическая проверка фактов;
2) теоретический уровень — критическая проверка теорий;
3) метатеоретический уровень — критическая проверка норм и ценностей» (Брюшинкин, 2003).
По заключению Калинникова, одной из основных черт критического мышления — является непременное наличие трансцендентальной рефлексии, требующей от мыслящего субъекта самоотчета в том, для какой из функций сознания мышление используется: для ценностной ориентации, для познания или поиска средств достижения цели» (Калинников Л.А., 2003).
Изучив литературу по данному модулю, я поняла то, что на моих уроках раньше у детей не было возможности самостоятельно работать с информацией, анализировать и давать оценку. Раньше в основном детям я навязывала свою точку зрения. Я делала заключение и давала оценку событиям и личностям, а учащиеся потом это воспроизводили. Я поняла, что все это неправильно. И решила построить уроки так, чтобы на них учащиеся научились работать с информацией, анализировать, давать оценку. Например, раньше, когда изучали личность Жангир хана, мы рассматривали его только с отрицательной стороны. Говорили, что он довел народ до нищеты, голода и это привело к началу восстания против его политики. Теперь я дала задание, рассмотреть личность хана Жангира с положительной стороны. И учащимся дала свободу в поиске информации. Искали в учебнике, дополнительных сборниках. Также находили информации на сайте «Википедия». В результате дети выяснили то, что у Жангира было много заслуг перед народом. Он, оказывается, открыл первую школу с
Также на одном из уроков было такое творческое задание, которое развивает, по- моему, критическое мышление у учащихся. Я заранее приготовила отрывки из воспоминаний о Сырыме Датулы и каждая группа должна была выбрать себе задание и по нему приготовить инсценировку. Первой группе достался отрывок, где рассказывается о том, как Сырым Датулы известили о смерти его бабушки и как он это воспринял. Второй группе отрывок, где говорится о том, как маленький Сырым ведет диалог с известным верховным бием Младшего Жуза — Айтеке. Третьей группе отрывок, где говорится о том, как Сырым сватался за сестру хана Младшего Жуза Нуралы. Четвертой группе отрывок, где Сырым осуждает хана Нуралы за то, что он в ходе восстания перешел на сторону царской администрации. Я согласна с тем утверждением, что дети могут достигать более высоких уровней, чем от них ожидают в одном или более академических предметах: артистические, спортивные, музыкальные и другие таланты (Руководство, стр.-190). К выполнению этого задания, дети отнеслись с ответственностью, и пытались сыграть так артистично, чтобы зрители смогли угадать героев. В ходе выполнения задания, дети выявили такие качества Сырыма Датулы как ораторство, справедливость, отчаянность, патриотичность. Они были удивлены, когда узнали о том, что Сырым Датулы был из числа аристократов и был женат на дочери самого хана. Они восхитились его храбростью и его преданностью своему народу. Несмотря на занимаемое положение в обществе, он заботился о простом народе и выступил против существующей власти. Я была довольна тем, что учащиеся самостоятельно дали оценку личности Сырыма Датулы.
Я считаю, что такие задания способствуют тому, что учащиеся на уроке делают наблюдение, анализ, и приходят сами к заключению и делают выводы. Я тоже согласна с подтверждением исследований, что дети учатся эффективнее и их интеллектуальные достижения выше, при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. Таким образом, вооружение детей навыками и качествами, необходимыми для жизни в XXI веке и в последующих веках, является важным и стимулирующим делом для педагогов, которое не может быть так просто проигнорировано. Дети должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им участвовать эффективно и благополучно в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающий доступ (Вольф, Александер, 2008).
На практике и дальше хочу обучать детей критически мыслить. Буду совершенствовать методы и приемы, развивающие критическое мышление.
Использованный источник:
httpss://
- 11189 просмотров