9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Ладовые особенности полифонической мелодии в контексте современного образования

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Галиева София Шамильевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. Педагог-эксперт. ГККП Музыкальный колледж Управления образования г.Шымкент. Казахстан

Галиева София Шамильевна

Изучение ладовых особенностей тем фуги требует специального рассмотрения. Важность вопроса представляется наиболее очевидной, особенно, в тех случаях, когда на уроках полифонии студентам предлагается самостоятельно сочинить или проанализировать мелодию строгого письма, а также тему фуги.

На протяжении многих веков полифоническая тема в своём развитии претерпевала значительные изменения. Музыка эпохи Средневековья и Возрождения отличалась суровым колоритом, эпической неторопливостью, распевностью и благозвучием. При этом ладовые особенности мелодии строгого письма, наряду с другими средствами выразительности, были четко регламентированы и узаконены церковью. Полифония же свободного стиля (XVII–XX в. в.) отражала новое образное содержание времени, что и определило существенное изменение музыкального мышления и безусловно, прежде всего, разнообразие приёмов ладогармонического языка. По определению авторов С. Григорьева и Т. Мюллера «Учебника полифонии», «темой, или вождём (лат. „dux“), называется основная музыкальная мысль фуги, обладающая известной завершенностью, яркостью и, как правило, излагаемая вначале одноголосно» [1. с. 208]. «Хорошая тема обязательно должна отличаться образной рельефностью, быть достаточно индивидуализированной, легко запоминаться и узнаваться». [1. с. 209] Одним словом, полифоническая тема служит главной мыслью, источником, импульсом развития произведения в целом.
Рассмотрим проявления ладоинтонаци

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: