Лучшие эргономические решения
Кульчицкая Тамара Евгеньевна, методист, категория «педагог-эксперт», ГККП «Детский сад № 2 „Балырған“», Акмолинская область, г. Степногорск, РК
|
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых — от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной среды.
Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды детской деятельности, способствующие на данном этапе полноценному развитию ребенка. К развивающим видам деятельности дошкольника относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Также в качестве условия полноценного физического развития детей необходимо обеспечить им двигательную активность. В нашем детском саду создана такая предметно-пространственная развивающая среда, которая позволяет каждому малышу найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Соответствие возрасту ребенка — одно из значимых условий организации предметно-пространственной развивающей среды. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку.
В группах мебель и оборудование располагаем так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния. Используем различную мебель: диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.
Светлые пол и стены создают впечатление простора. Ковровые покрытия, мебельный кант, выдержаны в единой цветовой гамме. Открытые полки-стеллажи выполняют роль разделителей пространства. Благодаря им групповое помещение делится на центры. Использование мобильных элементов обстановки на роликах (комоды, столы, этажерки), которые легко можно перемещать в помещении и придавать им самые различные функции.
В детском саду есть физкультурный зал, который располагается на первом этаже здания. Он оснащён необходимым оборудованием для групповых и индивидуальных занятий: шведские стенки, гимнастические скамейки, доски с зацепами, мячи большие, гимнастические маты, баскетбольные кольца, мячи. Кроме этого в спортивном зале имеется нетрадиционное оборудование: степ-платформы, схемы нейрогимнастики, выполняя которые, у детей развиваются межполушарные нейросвязи.
Музыкальный зал оборудован музыкальным центром, мультимедийным проектором и интерактивным экраном, используя который, музыкальные руководители успешно применяют в работе ИКТ — технологии, с помощью приложения ActivInspire создаются флипчарты, тем самым создают максимальные возможности для активного участия детей в организованной деятельности.
Кабинет казахского языка оборудован интерактивной доской, компьютером, где дети умело работают стилусом, решая поставленные задачи, тем самым приобретая первоначальный опыт работы в ИКТ — технологии.
Мебель в кабинете казахского языка носит эргономичный характер, что даёт возможность конструировать различные модели, которые удобны в конкретной ситуации.
В нашем детском саду организована психологическая служба, целью которой является сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка, его гармоничное развитие. Атмосфера кабинета уютная, располагающая к общению. Кабинет психолога оснащен всеми необходимыми средствами обучения, воспитания и развития детей. Есть ящик с песком. Игры с песком обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, речи и интеллекта. Кроме этого в кабинете психолога есть сухой бассейн, игры в котором создают мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.
Бассейн в нашем детском саду оборудован всем необходимым для занятий плаванием детей дошкольного возраста. Играя в водоёме, дети могут освободить лишнюю энергию, а волны воды, поддерживающие тело, как массаж — расслабят, успокоят и на некоторое время избавят ребенка от гиперактивности.
Основой эргономики так же является влияние цвета и света, от которых зависит благоприятное пребывание в помещении, в следствии, повышение или снижение трудового процесса. Учитывая это, группы детского сада оформлены так, чтобы дети находясь целый день в детском саду чувствовали себя комфортно. Детская мебель изготовлена из экологически чистых материалов. В некоторых группах имеются плазменные телевизоры, ноутбуки, DVD проигрыватели, бумбоксы, которые используются для просмотра обучающих и развивающих фильмов и роликов, для организации разнообразных игр во время прогулки, праздников и развлечений на свежем воздухе. Применение современных средств коммуникации происходит в строгом соответствии с санитарными нормами.
Также в группах имеются современные образовательные пособия, позволяющие организовать самостоятельную деятельность детей в игровой форме, это панно из фетра, коврограф В. Воскобовича, ковры с городской разметкой, позволяющие знакомиться детям с правилами дорожного движения.
Большое значение в нашем детском саду отводится функциональной и мобильной мебели. «Метод конструктора» позволяет создавать мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и конфигурации.
Дети в детском саду должны быть в безопасности, поэтому учреждение оснащено по всем современным требованиям ЧС, это:
- автоматическая пожарная сигнализация;
- запасные пожарные эвакуационные выходы;
- огнетушители
- система пожарного водоснабжения;
- кнопка экстренного вызова полиции;
- система видеонаблюдения;
- контроль доступа в учреждение.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в нашем детском саду, учитываются психологические основы взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономика современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
- 9889 просмотров