Море в поэзии и прозе
Петричкович Наталья Николаевна учитель русского языка и литературы высшей категории, Саумалкольская средняя школа № 1 им. |
Открытый урок в режиме онлайн
Цель урока:
- Раскрыть образ моря, символику моря, изображения моря в мифологии, прозе, литературе, искусстве, как живой образ;
- Обратить внимание на фольклорно-мифологической традиции при осмыслении моря поэтами 1-20 вв.;
- Показать красоту моря.
Тип урока:
- Диалогическая часть модуля «Картины художественного пространства»;
Вид урока:
- урок-исследования;
- ТКМЧП;
Методы:
- аналитическая беседа;
- исследовательский;
- словесный;
- наследный;
- групповой;
Наглядность:
- интерактивная доска: слайды;
- портрет
А. С. Пушкина , В. Жуковский,Ф. И. Тютчев ,К. М. Станюкович ; А. С. Пушкин «К морю», «Сказка о рыбаке и рыбке»;Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное»;К. М. Станюкович «В шторм» , «Максимка»;М. Ю. Лермонтов «Русалочка»;- И.Айвазовский, Репин;
Н. К. Рерих «Миф Атланты»;- ролик «Волна и Утес»;
- песня о великих полководцах и завоевателях;
- М. Магомаев «Море»;
Ход урока:
Орг.момент. Запись темы. Осмысление
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо — темно.
В лунном сияние, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
Музыка: (Звучит тихо мелодия Антонова «Море, море»)
(Слайд, темы, эпиграфы, цели)
Учитель:
— Здравствуйте, дорогие ребята,
Слайд:
— Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить на уроке? (О море)
— А чему же мы будем учиться на уроке?
(Видеть красоту моря во всех его проявлениях, раскрыть как живой образ, рассмотреть море в мифологии, в сказке, в литературе, в искусстве)
Музыку сменяет плеск волны и на доске появляется морская капелька.
— Ау! Привет!
Вы удивлены, услышав мой голос? Вы не видите мен, а я вас хорошо вижу и слышу через это прозрачное стекло. Если вы подойдёте к окну и внимательно посмотрите, то может быть и заметите меня.
Слайд:
Догадались? Нет?… Плюм…, а вот и я, морская капелька, прямо из пучины вод, поднятая
Учитель:
— Спасибо, дорогая капелька, мы попытаемся все вместе увидеть море во всех проявлениях. Давайте начнем с истоков мифологии. У бога Зевса было 3 брата, одним из них был Посейдон (Нептун), которому досталось в правлении моря и океаны. Как бог моря Нептун жил не на Олимпе, а в коралловых пещерах своего царства, которым он управлял без всяких поблажек. Одним своим словом он поднимал ужасный шторм, или успокаивал его, заставлял волны яростно реветь или превращая их в спокойную рябь. Он по своему желанию мог вызывать сокрушительные землетрясения или поднимать острова из морской пучины. В его подчинении находился весь подводный мир. Одним из ярких представителей подводной жизни были русалочки, которые человеку приносили как спасение жизни, так и уносили на дно морское, в царство Нептуна.
— С какими произведениями вы встречались, где полно и красочно изображалось море и русалочки (В сказках Андерсена «Русалочка»,
Декламируется стихотворение
Учитель:
— Как же в сказочном мире изображается образ моря. В каких сказках вы встречали описание моря. Докажите.
(
Ученик:
Жил старик со своей старухой
1. У самого синего моря.
Вот он пошел к синему морю.
2. Видит, — море слегка разыгралось.
Вот он пошел к синему морю,
3. (Помутилось синее море)
Пошел старик к синему морю,
4. (Не спокойно синее море)
Старичок отправился к морю,
5. (Почернело синее море)
Вот идет он к синему морю,
6. Видит на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны
Так и ходят, так воем и воют.
Учитель:
— В сказке
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садись не в свои сани!
— Вода обладает не только волшебной силой, но и живительной, целебной,
Кувшин с водой, в него говорят пожелания.
Учитель:
— Каким же мы видим образ моря в лирике
1 группа:
— О восприятии
Ты живо, ты дышишь: Тревожною думой, смятенной любовью наполнено ты…
Образ моря аллегоричен и иносказательно передает душевное состояние автора, лирический герой переносит свои личные переживания на созерцаемое им море, заставляя его любить, ревновать, бунтовать. Близость героя и моря подчеркивается многократным повторением местоимения «ты»:
Ты бьешься, ты воюешь, ты подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
Море предает читателем страстной стихией. Обманчивость моря — в его скрытом коварстве, двуличии («Обманчив твоей неподвижности вид»).Автор стоит «над бездной», глубокой, неизмеримой, необъятной. Тайны моря ведомы лишь ему и автору, но опасность разлуки заставляет водную стихию взбунтоваться, открыться. Море свободно в выражении своих чувств, оно открыто и бурно протестует, борется за свой идеал. Мы видим море как живой образ.
Учитель:
— Заполняем кластер с капелькой. Каким вам представилось море в лирике
2 группа:
— Мы выяснили, что у
Вывод: Море решает судьбу автора, оно могуче и своевольно, оно подчиняет изгнанного поэта. Наиболее ярко образ моря образ моря А. С. В элегии, к морю написанное в 1224 г. Здесь море для него символ свободы, стихотворения, даже начинается с перифраза в обращении:
Прощай, свободная стихия!
Образ автора выступает наравне с образом моря, причем оба образа даны в развитии и взаимодействии друг с другом. Как и у Жуковского, у Пушкина местоимений «ты», и это подчеркивает близость моря и лирического героя. Мы почувствовали сильную привязанность:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.
И разлуку:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей таинственной красы…
Море интересно автору и как хранилище истории, принявшие в свое лоно великих мира сего. В стихотворении появляется образ Наполеона, сосланного на остров Святой Елены:
Одна скала гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон
Там он почил среди мучений.
Но все же больше поэта привлекает образ Дж. Байрона, образ певца моря, очерчен ярко и узнаваем:
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец…
Он духом создан был твоим,
Как ты, могуч, глубок и значим…
Вывод: Море — это то, что роднит, сближает русского и английского поэтов, главное же сходство мы видим в осмыслении моря как символа свободы. Море у Пушкина — это тоже душа человека, но не спокойная, а рвущаяся, мятежная — это прежде всего буря.
Учитель:
— Таким образом, тема моря по- разному раскрывается в произведениях: у Жуковского море — это психологический образ, пейзаж души лирического героя. У Пушкина — символ свободы. У Лермонтова — образ изгнанника. Помните «Парус»
Декламируется стихотворение
3 группа:
— Исследовав стихотворение Тютчева, мы пришли к выводу: море у него есть источник жизни, оно живое «ходит» «дышит». Поэт восторгается, теряется, волнуется.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
При помощи художественных средств языка поэт полно и красочно передает картину моря при помощи глаголов движения.
Эпитеты: Море ночное, облитое море, чуткие звезды.
Метафоры: Обаянье волн, тусклым сияньем облитое море.
Сравнения: Словно живое, как во сне.
Обращения: О море ночное, зыбь ты великая, зыбь ты морская.
Вывод: У Тютчева — море — источник жизни, мы представляем пейзаж и рисуем словесную картину.
В ночном море «светят» «чуткие звезды», море, то «лучезарно», то «сизо- темно», оно «ходит, дышит», «блещет». Слышен «грохот», «гром», но вдруг поднимаются волны, они «несутся», «гремя и сверкая». Что же за праздник празднует море?- «волнуется» автор, «теряется», и, «словно во сне», погружается в «обаянье» волн.
Капелька на слайде Плюм.
Учитель:
— Как же в прозе раскрывается образ моря. Каким его увидела следующая группа.
4 группа:
— Мы работали над произведением
Станюковича можно назвать писателем-маринистом. Целый том его собрания сочинений составляют так называемые «морские рассказы». Так в рассказе «В шторм» мы увидим бушующее море, где автор величает «царем природы» перед этим грозным величием стихийной силы. Читая рассказ, мы ярко представляем картину «взрытой холмистой поверхности волн, несущихся, казалось, с бешеной силой и шумом разбивающихся одна о другую своими седыми гребнями…
Вывод: Исследуя этот рассказ, мы поняли, что нам не хотелось бы оказаться на их месте, увидеть разгневанное море. В этом фрагменте море выступает как символ грозного величия.
Капелька. Плюм.
4 группа:
— В рассказе «Максимка» мы окунулись в «беспредельную даль» голубого горизонта, «в могучие светло синие волны», которые плавно переливаются с тем ласковым, неживым ропотом, который точно нашептывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик океан всегда находится в добром расположении духа. Бережно, словно заботливый, нежный пестун, несет он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами».
Вывод: В данном рассказе мы почувствовали заботу и нежное прикосновение волн, которые нам шептали о своем подводном мире, о тайне, которая открывается в морской пучине. Море представлено как символ заботы и нежности.
Капелька. Плюм.
Учитель:
— Почему в пейзажных зарисовках
4 группа:
— К нашей модели художественного пространства относится море… Оно является динамическим и открытым, так как пребывает в движении, оно изменчиво, не имеет определенных и четких границ, а также находится в вертикальном среднем пространстве.
Учитель:
— Создавая картины моря в искусстве слова, мне хотелось бы вернуться в мифологию и вспомнить, почему же исчезла Атлантида, какую роль сыграла вода в исчезновении Атлантиды — зеркале солнца.
4 группа:
— Атлантида была самая прекрасная страна. Вавилон и Египет дивились богатству атлантов. Атланты ходили в золототканых одеждах, сверкали в драгоценных камнях, как жар, светились их палаты и храмы. Они были мудры, умели очень красиво петь, увлекая всех пением. Это была очень добрая и приветственная страна, владыка Атланты, которого послали сами боги моря, всех удивлял добрым словом, заботой и любовью ко всем, мудрым советом.
Пришел последний владыки час и в бессилии закрылись глаза его, атланты приникли к смертному ложу и, плача, вопили: «Владыко, взгляни».
— Вы не ушли? Вы еще здесь? Ну, я скажу. Я вас ненавижу. Отвергаю вашу любовь. Ваше счастье и вашу боль я только и знал.
Упал владыка на ложе. И встало море высокой стеной и скрыло Атлантиду. Сбылось предсказание Оракула. За отвергнутую любовь море отомстило атлантам. До сих пор слышно над морем пение сирен, которое напоминает нам о человеческих ценностях. Поэтому, я считаю, что в «Мифе об Атлантиде»
Капелька. Плюм.
Учитель: В наше время Человек также увлекся собой в погоне за приручением Природы, и это оказалось губительным также для морей. В результате чрезмерного орошения в наше время со стремительной скоростью гибнет Аральское море в Казахстане, которое уже спасти невозможно. Посмотрите, как еще бьется сердце моря.
Показ ролика «Аральское море»
Учитель:
— В исламе море означает бесконечную божественную мудрость. Каким, вы думаете, здесь выступает образ моря? (Просьба о помощи!)
Капелька. Прюм.
— Помните, ребята, 1группы нам говорили о том, что море хранит истории, что оно наделяет силой, обладает целительной силой, помнит добро и зло, ну и, конечно же, всю историю существования земли.
Просмотр видеоролика с песней о море «Песня о великих полководцах и завоевателях»
Учитель:
— Какой же образ моря вы считаете в данном повествовании в песне о море.
(Образ моря как хранилище истории)
Капелька. Плюм. Появляется полностью.
Учитель:
— А вы
Звук прибоя, шум волны.
Светит ярко солнце в переливах лазурного неба. Слышу запах морской воды и я бегу навстречу морю.
Домашнее задание:
— Это и будет ваше домашнее задание, оформите его как сочинение.
Итоги урока:
— Возьмите оценочные жетоны и поставьте себе оценки. Спасибо за урок. Вы свободны.
- 12848 просмотров