О детях с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Подготовила педагог-психолог КГУ «Общеобразовательная школа № 30» акимата города Усть-Каменогорска мини-центра «Солнышко» Уалханова Фарида Тлеухановна |
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности (СДВГ — синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.
Приведу только несколько часто встречающихся, причин возникновения СДВГ: генетическая предрасположенность, неблагоприятные факторы в течение беременности и родов, внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода, угрозы прерывания беременности, стрессы во время беременности, недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г), преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.
Следствием данного синдрома является:
— функциональная незрелость или нарушения работы специфической системы головного мозга — ретикулярной формации, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания.
— сбои в адекватной обработке информации ( приводят к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение.
— как следствие — нарушается функционирование лобных долей, отвечающих за высшие формы поведенческих реакций, подкорковых ядер головного мозга и соединяющих их нервных проводящих путей.
Классификация СДВГ.
Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:
— синдром гиперактивности без дефицита внимания;
— синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек — они достаточно спокойные, тихие, «витающие в облаках»);
— синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант)
Коррекционная работа с детьми СДВГ:
1. Диагностика
2. Лечение
3. Просветительская работа с родителями
4. Разработка гибкой системы работы, позволяющей обеспечить: индивидуальный подход; комфортную обстановку; ситуацию успешности.
Подход к коррекционной работе с гиперактивным ребенком и его адаптацией в дошкольном учреждении должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...» Вот тут-то и приходят на помощь логопед, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, отмечали в своей работе, что чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивности ребенка, которого влечет все неожиданное, новое" [5, с. 8]. Недаром в работе некоторых психологов Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. подчеркивается важная закономерность в общении с детьми с СДВГ: «Общение с ребенком должно происходить на одном уровне, при осуществлении контакта «глаза в глаза» [4, с.79]. Особо следует отметить использование в работе психолога с детьми дошкольного возраста игровой терапии, а также спорт, плавание, что способствует потери энергии, появлению усталости, снижению активности. Нельзя не отметит отдельные элементы музыкальной терапии, которая также имеет определенное положительное влияние на детей с данным синдромом.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми.
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!
Задачи психокоррекционной работы с гиперакгивными детьми
— Развитие внимания ребенка (концентрация, переключаемость, распределение внимания).
— Тренировка психомоторных функций.
— Снижение эмоционального напряжения.
— Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам.
— Обучение детей выразительным движениям.
— Формирование у детей моральных представлений.
— Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
— Обучение ауторелаксации.
Средства коррекции:
— этюды и игры на развитие психомоторных функций и регулирование поведения в коллективе.
— упражнения и игры, направленные на развитие у ребенка устойчивости, концентрации, переключаемость и распределения внимания.
— упражнения и игры, направленные на преодоление двигательного автоматизма.
— упражнения и игры, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних занятиях он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
В заключении хотелось бы отметить важность своевременного выявления и построения работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью, так как от этого зависит будущее наших детей, успех формирования и развития в обществе.
Коррекционно–развивающие игры для детей СДВГ
Литература:
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика, 2002. — 128 с.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 238 с.
- Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Академия, 2005. — 256
- с. Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. Гиперактивный ребенок. — Х.: Основа, 2015. — 176 с.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Издательство «Речь». — 2011. — 192 с.
- Миклева Н. Гиперактивный ребенок — это не проблема! — М. АРКТИ, 2016. — 104 с.
- Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — СПб.: Речь, 2008. — 208 с.
- 9787 просмотров