Обобщение по теме «Имя существительное»
Сапаргалиева Асель Асановна |
Урок русской речи в 5 классе с казахским языком обучения
Урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»; формировать сознательное употребление имён существительных в речи;
- развивать
эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства; развивать зрительную, слуховую память, умение вычленять из потока речи имена существительные и умение распределять их по родам; развивать внимательность, мышление; - расширять словарный запас школьников.
Оборудование: Видеопрезентация картин русских художников
Ход урока
І. Организационный момент
1. — Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам в гости пришли учителя нашей школы. Посмотрите и улыбнитесь им… Теперь посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки… Спасибо. Теперь мы зарядились энергией позитива и приступаем к работе. Урок мы начнём с отдыха, а именно с просмотра картин русских художников и прослушивания музыки. Цель, которая стоит перед вами, ответить на простой вопрос: Какая тема объединяет картины художников?
2. Просмотр фрагмента видеопрезентации
Какая тема объединяет эти картины? (Тема зимы) Правильно, ребята.
3. — Наш сегодняшний урок посвящен самому удивительному, самому прекрасному времени года — зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она
А как ещё ласково можно назвать зиму? (зимушка)
ІІ. Проверка домашнего задания
Сейчас переходим к проверке домашнего задания. Одним из заданий было выучить и рассказать на уроке стихотворение о зиме. Расскажите. (Ученики рассказывают стихи).
ІІІ. Повторение. Фронтальный опрос
Сейчас нам предстоит работа по повторению темы «Имя существительное». Внимательно слушаем мои вопросы.
Вопросы:
1. Что называется именем существительным? (Ученики рассказывают правило, приводят свои примеры)
2. На какие две большие группы можно разделить имена существительные? (Одушевлённые и неодушевлённые)
3. На какие вопросы отвечают одушевлённые существительные? (Кто?)
4. На какие вопросы отвечают неодушевлённые существительные? (Что?)
5. На какие ещё группы можно разделить имена существительные? (нарицательные и собственные).
6. Что вы знаете об именах собственных? (Ученики рассказывают правило). Приведите примеры.
7. Что вы знаете о нарицательных существительных?
8. Как изменяются имена существительные? (По падежам и числам)
9. Какую форму числа имеют имена существительные?
10. Сколько падежей в русском языке? Назовите.
11. Назовите вопросы падежей.
12. Что ещё вы можете рассказать об имени существительном? (Существительные могут иметь мужской, женский или средний род)
13. Какие окончания имеют существительные мужского рода?
14. Какие окончания имеют существительные женского рода?
15. Какие окончания имеют существительные среднего рода?
16. Какие падежные окончания имеют существительные мужского, женского и среднего родов?
ІV. Обобщение и закрепление темы
1. Работа в тетради. Показ слайда № 1
Седьмое февраля.
Классная работа.
Обобщение по теме «Имя существительное».
2. Показ слайда № 2
Основная цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное»
3. Работа по тексту (текст у каждого ученика).
Показ слайда № 3 с текстом
А) Первичное восприятие текста. (Читает учитель)
Чтение рассказа о зиме «Зимний лес». Автор:
Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.
О чём этот текст? (о зиме) Понравился ли он вам? Как называется текст? Кто является автором этого текста? Что вы знаете об этом человеке?
Б) Словарная работа. (Показ слайда № 4 с картинками синиц, шишек, дятла)
Вам в тексте встретились незнакомые слова. Посмотрите на картинки. Вот сидят синицы…, вот дятел…, а это шишки. Также вам встретилось в тексте слово чудесен. В переводе на казахский язык это слово означает ажайып. Чудесен — ажайып.
В) Вторичное восприятие текста.
Ребята, теперь этот текст повторно прочитаете вы. Читаем по одному предложению.
Г) Проверка восприятия текста по вопросам.
Ребята, перед вами листочки с этим текстом. Снизу даны вопросы. Мы должны прочитать эти вопросы и ответить на них. (Вопросы читают сами ученики и отвечают.
Вопросы к тексту
1. О чём этот текст?
2. Где повис белый пушистый снег?
3. Что украшает вершины елей?
4. Кто пищит в сучьях?
5. Чьи следы видны на сугробах?
6. Кто бежит через дорогу?
7. Что она сделала?
8. Что сделал дятел?
Д) Задание: Выписать из текста выделенные слова и распределить по вопросам «Кто?» «Что?» (Слайд № 5)
Е) Проверка правильности выполнения по слайду № 6
Проверьте, ребята, насколько правильно вы выполнили задание.
Кто? Синицы, белка, дятел.
Что? Лес, снег, шишки.
Ё) Распределение существительных по числам.
Распределите эти же существительные по числам (устно) (Ед. число: Белка, дятел, лес, снег. Мн. число: синицы, шишки.)
4. Игра «Кто самый внимательный»
Сейчас мы окунёмся в зимнюю сказку. Просмотрим и прослушаем видеопрезентацию «Зимняя сказка» Перед вами стоит цель: прослушать песню «Зимняя сказка», уловить
Муж.р. Жен.р. Ср. р.
Примечание: Существительные во множественном числе изменить и записать в единственном числе.
(Ученики прослушивают и записывают слова)
- Какое количество слов вы написали? (Ученики называют)
- Прочитайте существительные женского рода…
- Прочитайте существительные мужского рода…
- Прочитайте существительные среднего рода…
- На самом деле здесь 22 существительных. Они записаны на карточках. Давайте распределим их на магнитной доске по родам…
- Допишите существительные в тетрадь. (Ученики дописывают слова)
5. Соотнесение названий падежей с их вопросами
У каждого ученика на парте карточки с начальными буквами падежей и карточки с падежными вопросами.
Ребята, перед вами лежат карточки с вопросами и карточки с названиями падежей. Вы должны подобрать к падежам соответствующие карточки с вопросами. Приступаем к работе.
Проверка. Пройтись по рядам и проверить правильность выполнения каждым учеником.
6. Комментированное письмо
Склонение существительных женского, мужского и среднего родов.
Сейчас нам предстоит работа по склонению существительных. Просклоняйте существительное женского рода зима. (Один ученик комментирует) Проверим. (высвечивается слайд № 8 со склонением слова зима.)
Следующий ученик прокомментирует склонение слова мужского рода снег.
(Один ученик комментирует) Проверим. (высвечивается слайд № 9 со склонением слова снег.) Последнее слово небо является существительным среднего рода. Просклоняйте это слово самостоятельно. Проверьте по слайду (высвечивается слайд № 10, ученики сверяют правильность выполнения работы)
7. Составление предложений. Запись в тетрадь
С этими же словами составим предложения (ученики составляют предложения со словами зима, снег, небо). Запишем лучшие предложения в тетрадь (выполняют у доски и в тетради).
V. Вывод. Обобщение. Составление кластера. Слайд № 11
Ребята, давайте обобщим наши знания по теме «Имя существительное»
VI. Проставление оценок
VII. Задание на дом:
1 гр. Выписать из словаря по 5 существительных мужского, женского и среднего рода;
2 гр. Просклонять 3 существительных (сущ. жен, муж., ср. Родов);
3 гр. Составить
- 13228 просмотров