Организованная учебная деятельность «Знакомство со звуком [Ш]»
Кульчицкая Тамара Евгеньевна, воспитатель, высшая категория, ГККП «Детский сад № 2 „Балырған“», Акмолинская область, г. Степногорск, РК
|
Организованная учебная деятельность по основам грамоты и письма для детей 5-6 лет
Цель: знакомство со звуком [Ш], его особенностями; создание условий для формирования умения произносить, выделять звук [Ш] и определять его местоположение в слове.
Задачи:
образовательная: познакомить детей с согласным звуком [Ш], его буквенным обозначением (Ш, ш), его особенностями (он всегда твёрдый); учить давать характеристику звуку через дыхательно — артикуляционные упражнения; подбирать слова на заданный звук, учить определять местоположение звука в слове, создавать условия для получения первоначальных графических навыков.
развивающая: способствовать формированию фонематического слуха, развивать умения проведения звукового анализа слов, упражнять в составлении предложения по схеме с заданным словом; закреплять навыки интонационной выразительности речи.
воспитательная: содействовать формированию коммуникативной компетенции через диалог, навыкам организованного поведения во время проведения ОУД.
Ресурсное обеспечение: «волшебный сундук», предметные картинки: шарф, шапка, шахматы, камыш, шалаш, лягушка, чашка, шуба, карандаш; схемы для проведения звукового анализа слова, фишки красного и синего цвета, счётные палочки, карточки для игры «Найди место звука в слове», мнемотаблица «чистоговорки», демонстрационная картинка Петрушка, снежинки «весёлые» и «грустные» для проведения рефлексии, рабочая тетрадь, простой карандаш, презентация, мультимедийное оборудование.
Полиязычный компонент: сундук — сандық — chest; шапка — бөрік — сар; школа — мектеп, — school; шишка — түйреуіш — cone.
Организационный момент:
Слайд 1
Круг приветствия «Верные друзья»
«Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева —друг и справа — друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся»
Слайд 2
Ребята, кажется к нам кто то пришёл в гости? Вы узнали её?
Это фея из Страны звуков! А что же она вам принесла в этот раз?
Слайд 3
Сундук. На казахском языке — сандық, по-английски chest.
А сундук то не простой, а волшебный.
Слайд 4
Послушайте он издаёт какие — то звуки (из сундука слышны звуки: в-в-в, з-з-з, ж-ж-ж).
Ребята, а вы знаете, что проговаривание и пропевание некоторых звуков улучшают здоровье? Когда болит горло, нужно превратиться в комара и на выдохе произнести звук [з], если у вас кашель, превращаемся в жука и длительно произносим звук[ж], ну а если у вас кашель, превращаемся в самолёт, делаем глубокий вдох и медленно на выдохе произносим звук [в].
Ребята, смотрите, в сундуке лежит письмо. Предлагаю прочесть его.
«Ребята, здравствуйте! Я знаю, что вы скоро пойдёте в школу. Вы многому научились. Я хочу это сегодня проверить. А кто я такой, вы сможете узнать если соберёте мою фотографию из пазлов!»
Ребята, вы хотите узнать от кого же это пришло письмо? Тогда вот первое задание от неведомого героя.
Отгадайте загадки:
Слайд 5
«Голове зимою зябко, пригодится в стужу...» — шапка, на казахском языке — бөрік, на английском — сар.
«Форма школьная у Оли, ей пора учиться...» — в школе, на казахском языке — мектеп, на английском — school.
«Строим домик дружно наш, от дождя спасёт...» — шалаш.
«Во дворе у детворы разноцветные...» - шары.
«Разобиделся наш мишка, ему в лоб попала...» — шишка, на казаском — түйреуіш, на английском — cone.
Вы, молодцы! Справились с первым заданием, а вот и первый пазл появился!
Слайд 6
А теперь, скажите, кто догадался о каком звуке сегодня мы будем говорить?
О звуке [ш].
Сообщение темы и цели ОУД:
Артикуляция звука: когда вы произносите звук [ш], губки округлены и слегка вытянуты вперёд, широкий язычок наверху и образует «чашечку», между зубами маленькая щёлочка, тёплая воздушная струя идёт по центру язычка. Давайте попробуем произнести.
Фонетическая зарядка: как шипят гуси? ш-ш-ш
Как шипит змея? Ш-ш-ш.
Замечательно! Смотрите ещё один пазл появился в фото нашего незнакомца.
Слайд 6
А теперь давайте дадим характеристику этому звуку. К каким звукам мы отнесём этот звук и почему?
Этот звук согласный, потому что при произношении встречает во рту преграду в виде зубов и языка. Замечательно, а вот и приз за отличный ответ«
Слайд 6 (Появляется третий пазл).
Я вам открою секрет этого звука, он всегда бывает только твёрдым, значит обозначать его будем синей фишкой.
Слайд 7
Проговаривание чистоговорок по мнемотаблице:
Слайд 8
«Кошка на окошке, шапку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт!»
Слайд 9
«Живая» мнемотаблица «Маша нашему малышке сшила новые штанишки, Сшила шубку, сшила шарф для Мишутки — малыша!»
Ребята, смотрите у нас появился ещё один пазл на фото нашего гостя! Слайд 10
Физминутка «Шапка шерстяная» Слайд 11
«Шапка шерстяная, наверху помпон, (изображают шапку и помпон)
Круглый, словно мячик, и пушистый он. («круглый» мячик)
Есть еще у шапки отворот цветной, (показывают отворот у шапки)
В этой шапке можно бегать и зимой. (бегут)
Бабушка связала шапку не спеша, («вяжут спицами»)
Шапка шерстяная вышла хороша. (руки на поясе, а затем показывают шапку).
Слайд 12
Ребята, наш гость предлагает поиграть вам в игру «Найди место звука в слове»
Слайд 13
Дети, вы справились с заданием и вот вам приз, сразу два пазла появляются на фото незнакомца.
Ребята, твёрдый согласный звук [ш], на письме обозначается буквой Ш, ш.
Знакомство с буквой Ш. Слайд 14
«На что похожа буква Ш? На зубья этого ковша» Слайд 15
«За забором хороша, притаилась буква Ш!» Слайд 16
Выложите из счетных палочек букву Ш.
Гость продолжает играть с вами! Появился ещё один пазл. Слайд 17
Слайд 18
А вот и следующее задание, нужно провести звуковой анализ слова — ШУБА-.
Дети выполняют звуковой анализ по алгоритму, один ребёнок работает у доски.
Вы отлично справились с работой и за это вам награда! Слайд 19
Слайд 20
А теперь он предлагает вам поиграть в игру «Придумай слово на заданный слог»
Слог — ШУ- ( шум, шутка, шустрый, шубка, шуруп, шуршит, Шурик, шутник)
Слог — ШИ- (шипы, шина, шишка, шиповник, шипение, шинель, ширма, шитье)
Слог — ША- (шахта, шахматы, шашка, шаблон, шагать, шарф, шапка, шайба)
Ребята, вы отлично справились с заданием, и гость решил открыть своё лицо. Но прежде предлагает отгадать про него загадку:
«Я весёлая игрушка, все зовут меня.... Петрушка!»
Открываются оставшиеся пазлы! Слайд 21-22
Ребята, Петрушка приготовил для вас интересное графическое задание «Шипы», но прежде зовёт вас поиграть в снежки и приготовить для работы свои пальчики!
Слайд 23
Музыкальная пальчиковая разминка «Снежки».
Слайд 24
Образец воспитателя.
Выполнение графического задания «Шипы».
Рефлексия: Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? В чём его особенность? Что вам понравилось выполнять на занятии? Какое задание было самым интересным? Самым сложным? Какое графическое задание вы выполняли?
Слайд 25
А какое настроение у вас после занятия, вы покажите снежинками, с соответствующим настроением. Почему у вас такое настроение?
А хотите узнать моё настроение после занятия?
У меня отличное настроение, потому что вы порадовали активной работой на протяжении всего занятия. Вы показали, что вы будущие первоклассники, умеете грамотно отвечать на поставленные вопросы, управлять своими эмоциями и ещё очень важно, что вы переживаете и поддерживаете друг за друга.
Спасибо вам большое!
- 7619 просмотров