Развитие духовно-нравственных качеств на занятиях по математике в классе предшкольной подготовки
Емельянова Валентина Михайловна воспитатель класса предшкольной подготовки первая квалификационная категория КГУ «ОСШ № 1 им. М.Горького» педстаж 30 лет. Карагандинская область, г. Балхаш |
«Сама жизнь подсказывает, что…следует отходить от устаревших представлений о ребёнке… А для этого нужно учить жить духовно и мыслить космически» |
Этой цитатой из книги
— Основой современной нравственной духовности в общечеловеческом измерении провозглашаются взаимопонимание,..терпимость, справедливость, ответственность… Для предшкольного возраста важной становится ориентировочная деятельность детей в мире ближайшего окружения, является…развитие у детей конструктивной деятельности,..создание сильной мотивации к процессу учения.
Всё это обязательно при формировании
Этот раздел образовательной области «Познание» включает в себя изучение — свойств предметов, их месторасположения в пространстве;
- геометрических фигур;
- чисел от 1 до 20;
- состава чисел и прочие темы.
Но в классе предшкольной подготовки — дети смешанных возрастов, поэтому занимаемся мы по программе для
Балхаш — город металлургов. Ребята гордятся своими родителями, причастными к металлургии. Имеют они представление о педагогах и врачах. А другие профессии? Если, в начале учебного года, дети могут пересчитать их по пальцам одной руки, то, в конце его, пальцев двух рук не хватает. О таких профессиях, как повар, кондитер, ребёнок не задумывается поначалу. А ведь он, особенно тот, который не посещал до школы дду, и во время урока иногда спрашивает: — Когда будем кушать? Не выдерживает нагрузки!
Дома ему готовит мама. Он знает, из каких продуктов готовится пища, оказывает помощь в её приготовлении. Немного погодя, ребята уже не только профессию называют, но и
- могут посчитать полезные продукты, используемые кулинаром;
- определить расположение и форму кухонной мебели во время экскурсии в столовую;
- придумать задачу про вкусные пирожки.
Наша школа располагается на центральной улице города, где есть свои достопримечательности, которые мы пересчитываем, определяем этажность зданий, сравниваем их особенности с геометрическими фигурами, знакомимся со схематичным их изображением.
Знакомятся с праздниками Родины и гордятся ими ребята, не только благодаря беседам и участию в утренниках, но и на математических занятиях,
- с помощью составленных ими задач про участников национальных игр, например, считая парами всадников в игре «Байга»;
- «накрывая» воображаемый дастархан к празднику;
- определяя, достаточно ли компонентов в наурызкоже, ведь их должно быть не менее семи.
Ребята, по природе своей, любознательны. Проявляют они любознательность, изучая не только флору и фауну родного края, но и знакомясь с биоценозами ареала участка возле школы. Составляем экологическую тропу, а на математическом занятии закрепляем знания, определяя разность параметров растений, их расположение по отношению друг к другу.
Каждый ребёнок знает, что его любят в родной семье. А, посчитав любящих его домочадцев, он несомненно начинает осознавать себя личностью. Количество же высказанных в их адрес эпитетов, конечно, не ограничивается
Фантазия бьёт ключом, когда речь заходит о домашних животных, особенно живущих бок о бок с ребятами в семье, или о друзьях, с которыми мальчишки и девчонки общаются во дворе своего дома, да и в классе. Комплиментов и ласковых слов в их адрес оказывается немало, если посчитать. А забавные задачи про делящихся сладостями друзей, сравнение частей тела животных с геометрическими фигурами, определение и сравнение их параметров по отношению друг к другу, вызывают только положительные эмоции.
Помогает осваивать сложные математические понятия, запоминать специальные термины ребятам и занимательность занятий. В моей педагогической «шкатулке» таких немало.
А использование с большой любовью и качественным подходом подобранных для обучения самопознанию коротких поэтических произведений на математических занятиях для меня самой явилось неожиданным. Но, как это ни странно на первый взгляд, оно тоже приносит успех. Применяю эти стихи я для инсценирования. А потом, на занятиях по формированию элементарных математических представлений мы с ребятами считаем добрые дела девочки из стихотворения «У меня есть кукла Мила» Е.Стеквашовой, сравниваем их по значимости; считаем вопросы малышки из произведения К.Жумагалиевой
Мы занимаемся математикой с увлечением, так же, как и самопознанием, что позволяет ребятам проявлять лучшие человеческие качества и чувства: любовь, дружеские проявления, милосердие, сопереживание и, конечно, гордость за свою Родину, любимый край, природные просторы, семью, друзей, «братьев наших меньших».
Дети в ходе таких занятий
- усваивают характеристику счастливого человека;
- получают проекцию знаний о хорошем;
- осознают актуальность понятия о себе, как части общественного целого; делая ещё один шаг к самосовершенствованию, как личности.
Использованная литература:
1. Назарбаева
2. Лукашева
3. Лукашева
4. Акпаева А.Б., Лебедева
5. Амонашвили
6. Кряжева
7. Недоспасова
- 8340 просмотров