Технология критериального оценивания в начальной школе
Зинькова Алла Николаевна учитель начальных классов, КГУ Гимназия № 38 г. Караганда |
Навыки XXI века должны быть привиты учащимся согласно программе Обновленного содержания среднего образования Республики Казахстан. Эти навыки помогут овладеть современным комплексом знаний, умений для эффективного использования их в жизни гармонично развитой личности. Проблема обучения в школе сегодня, безусловно, требует от себя системного анализа деятельности участников учебного процесса. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыка критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания.
Критериальное оценивание это учебно-познавательная компетентность учащихся, направленная на усвоение знаний и умений; концентрирование внимания, умения критически и творчески мыслить, оценивать собственные возможности и учебные достижения.
Эта система оценивания дает возможность, определить, успешно ли обучение, как сформирован практический навык, а также позволяет корректировать индивидуальное обучение для достижения ожидаемых результатов. Критерии показывают, чему должен научиться ученик.
Дескрипторы показывают, как ученик может достичь наилучшего результата в обучении.
Например: Русский язык
Тема урока: Имя существительное
Критерии |
Дескрипторы |
балл |
Определение имя существительного |
Отвечает на вопросы: ( Кто? человек -одушевленные, Что? - неодушевленные - стул) Привести примеры. |
2 б. |
Обозначает: 1. конкретные предметы: (кит, стол, книга) 2. явления природы: (радуга, дождь,гроза) 3. события: ( день рождение, победа, салют) 4. состояние человека, чувства: (дружба, любовь, радость) 5. Признаки и качества: ( храбрость, лень, темнота) |
5 б. |
|
Изменяются по числам, родам, падежам |
3 б. |
|
В предложении чаще всего могут быть: подлежащим или дополнением. Привести 2 примера. |
2 б. |
Без оценивания деятельности учащихся невозможно построить процесс обучения в целом. Оценивание должно быть объективным, доступным пониманию учащихся. Правильная разработанность критериев ведет к правильному выбору дескрипторов для проверки и обобщения результатов достижений учащихся по определенной теме.
Например:
Количество баллов |
Оценка |
Примечание |
12,11 |
5 |
Ошибок нет Допустил(а) 1 ошибку |
10 |
4 |
Допустил(а) 2 ошибку |
8 и менее |
3 |
Допустил(а) 4 ошибку |
Технология критериального оценивания в начальной школе способствует:
- Снижению школьной тревожности ученика
- Формированию у учащихся навыков самооценивания, самоанализа,
- Развитию чувства ответственности за результат собственного труда
- Учит определять задачи и пути их решения
- Нацеливает учащихся на улучшение результата своего труда
Применять критериальное оценивание можно на отдельных этапах урока и в ходе всего урока. Разработка дескрипторов для оценивания возможна в сотрудничестве с детским коллективом, что ведет к позитивизму в обучении.
Совершенствование современной системы образования направлено на развитие личности ученика, на обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями.
Современный ученик должен быть личностью информированной, умеющий критически и творчески мыслить. На основании вышесказанного можно сказать, что критериальное оценивание с использование критериев и дескрипторов, позволит объективно оценить деятельность каждого ученика, класса, школы. Позволит справедливо оценить учебные достижения учащихся и послужит развитию познавательной активности и функциональной грамотности, что поспособствует повышению качества образования.
- 9053 просмотра