Тема урока: «Витамины и их значение»
Фрицлер Елена Михайловна учитель химии и биологии Тонкошуровская основная школа Есильский район, СКО |
Цель урока: Формирование знаний о роли витаминов для функционирования организма человека.
Задачи:
- образовательные: сформировать знания о значении витаминов для человека, выяснить содержание витаминов в продуктах питания, установить нормы потребления витаминов.
- воспитательные: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с источниками дополнительных знаний, прививать любовь к предмету, формировать здоровый образ жизни.
- развивать умения работы в группе, научить учащихся самостоятельно сравнивать зависимость норм потребления от роли в организме.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: схема «Классификация витаминов», витаминные препараты «Дуовит», «Пиковит», «Ревит»
Ход урока
1.Организационный этап (проверка готовности к уроку)
2.Этап актуализации знаний учащихся
Тестовая проверка по теме: Обмен веществ.
1.Обмен веществ характерен для:
А) клеток всех живых организмов, В) для многоклеточных организмов, С) человека.
2.Пластических обмен — это:
А) процесс распада органических соединений с выделением энергии,
В) процесс синтеза органических веществ с накоплением энергии,
С) накопление энергии в клетках.
3.Продукты белкового обмена:
А) аммиак, мочевина, мочевая кислота, В) аминокислоты, аммиак, С) вода, аммиак, соли.
4.Бескислородный этап катаболизма протекает в:
А) цитоплазме клеток, В) рибосомах, С) митохондриях.
5.При гликолизе образуется молекул АТФ:
А) 36 молекул, В) 10 молекул, С) 2 молекулы.
6.Сахарный диабет является нарушением обмена:
А) белков, В) жиров, С) углеводов.
7.Из перечисленных продуктов распада в кровь всасываются:
А) жиры, глюкоза, В) аминокислоты, глюкоза, С) жиры, аминокислоты.
8.Жиры расщепляются на:
А) глюкозу, В) глицерин и жирные кислоты, С) аминокислоты.
9.При расщеплении 1 г жира образуется:
А) 17,6 кДж энергии, В) 39,1 кДж, С) 25,6 кДж.
10.Углеводы расщепляются на:
А) глюкозу, В) глицерин и жирные кислоты, С) аминокислоты.
3.Этап изучения нового материала
Вводное слово учителя.
Ребята! Сегодня на уроке мы изучим очень важные и нужные для организма человека вещества. Но Вы сами должны их отгадать
Я прочту вам загадку.
Яблоки, лимоны, апельсины в себе содержат полезные вещества название, которых…(витамины)
Итак тема нашего урока записана на доске.
Вопрос: Ребята, а какие вы знаете витамины?
Ответ: витамин С, витамин А.
Молодцы.
Слово учителя.
С давних времен известно, что если в продуктах питания человека отсутствуют овощи, фрукты, у него развиваются тяжелые заболевания. От неизвестной болезни умирали экипажи мореплавателей и исследователей в полярных экспедициях. Причину этих болезней корабельные врачи не могли установить. Только лишь русскому врачу
Задание учащимся: попробуйте дать определение витаминам.
Ответ учащихся: Витамины — это вещества, необходимые для здоровья человека.
Действительно — это самостоятельная группа органических веществ, необходимых для жизнедеятельности организма. В настоящее время известно около 30 наиболее нужных витаминов для поддержания жизненно важных функций организма. Витамины входят в состав ферментов и принимают участие во всех биохимических реакциях клеток. Особенно они важны для детского и юношеского возраста, потому что обеспечивают нормальный рост и развитие, устойчивость к заболеваниям.
Витамины содержатся в основном в растительной пище, но имеются и в продуктах животного происхождения.
Работа с учебником стр 186 рис 118. Выпишите в тетрадь содержание витаминов в продуктах питания.
Запись схемы в тетрадь.
В быту витамины называют заглавными буквами латинского алфавита, но есть еще и физиологическое название. Например: витамин, А называют ретинол.
Задание по группам — заполнить таблицу.
1 группа — внести в таблицу название витаминов и их содержание в пищевых продуктах.
2 группа — заполнить суточную потребность и функции в организме.
Образец таблицы.
Название витамина |
Суточная потребность |
Содержание в продуктах |
Функции в организме |
|
|
|
|
|
|
|
|
У доски спикеры групп вносят данные в таблицу.
Слово учителя.
Недостаток витаминов ведет к появлению гиповитаминоза, отсутствие к авитаминозу, а чрезмерное употребление витаминов вызывает отравление организма — гипервитаминоз.
Вопрос: Как влияет процесс варки и хранения овощей на содержание в них витаминов.
Ответ учащихся: Длительная варка и хранение овощей приводят к потере витаминов в продуктах питания.
Вопрос: Какие вредные привычки могут вызвать разрушение витаминов в организме?
Задание учащимся: Прочитать дополнительный материал к уроку. Сформулировать вывод.
Обсуждение новых знаний.
4.Этап первичного закрепления новых знаний
1.Какое значение имеют витамины для организма человека?
2.Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
3.Какие нарушения возникают при недостатке витамина, А?
4.Какой витамин синтезируется в коже по действием ультрафиолетовых лучей?
5.Как можно сохранить витамины в пище?
6.Когда возникает авитаминоз?
Творческое задание: составить синквейн по теме витамины.
Синквейн.
1.Витамины.
2.Важные, нужные, необходимые.
3.Укрепляют, повышают, развивают.
4.Органические вещества.
5.Необходимы для роста человека.
5.Д/з § 49. Подготовить сообщения о витаминах
6. Итоги урока. (выставление оценок)
Слово учителя. Спасибо ребята за урок. Вот Вам витамины для здоровья.
Литература:
1.Учебник биология 8 кл,
2.Электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия» 2005 г.
3.1С репетитор «Биология»
- 11711 просмотров