Урок на тему «Музыкальное воображение. Э.Григ — Лирические пьесы»
Сазанбекова Любовь Мироновна преподаватель по классу фортепиано первой категории КГКП «Детская музыкальная школа № 2 г. Сатпаев» пос. Весовая |
Преподаватель специального фортепиано — Сазанбекова Любовь Мироновна Ученица 7 класса — Полянская Александра
Цель:
- Представлять музыку без инструмента;
- Понятие простых, элементарных форм слуховых представлений;
- Творческое проявление представлений.
Задача: Представление «звуковой картины» во всех её подробностях. Использование материала:
1. Э.Григ — «Лирические пьесы. Ноктюрн».
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщается тема урока: «Музыкальное воображение. Э.Григ Лирические пьесы. «Ноктюрн».
3. Творческие решения в воплощении звукового образа музыкального произведения.
Педагог: «Ноктюрн» — мечтательная, певучая пьеса, как бы навеянная образами ночи (францезское nocturne — ночной). Ноктюрны писали — Фильд, Шопен, Чайковский, Скрябин, Григ.
Ученик: исполняет «Ноктюрн» из цикла «Лирические пьесы» Э.Грига.
Педагог: В какой форме написано музыкальное произведение?
Ученик: «Ноктюрн» написан в динамической форме.
Педагог: Рассмотрим отдельно каждую часть и попытаемся представить и услышать, какие же образные ассоциации вызывает та или иная мелодия, мотив?
Ученик: исполняет основу первой части — лирическая мелодия, устремлённые вверх «разомкнутые» мелодические фразы, напряженность хроматизмов в гармонии, уводящих от ясных тяготений и устойчивости тоники, неожиданные мягкие и красочные тональные повороты.
Педагог: Какую картину или какой образ ты пытаешься показать слушателю?
Ученик: начало мелодии как бы вырастает из короткого проигрыша народного склада, словно доносящийся издали. Простой и понятный, вызывающий пейзажные ассоциации, он не включается в дальнейшее развитие мелодии, как бы оставаясь живым, «объективным» впечатлением.
Педагог: Попробуй показать тембровую определённость каждой теме.
Ученик: Исполняет начальный наигрыш. «Вызывает в представлении тембр рожка».
Педагог: Продолжим лирический образ во второй части «Ноктюрна». Какие живописные образы пытается показать нам композитор?
Ученик: Я слышу трель птиц, легкое дуновение ветерка. Лирический разлив мелодии — теплое звучание смычковых инструментов, светлые переливчатые трели — звонкий и чистый звук флейты.
Педагог: Так в фортепианную звучность привносятся черты оркестральности. Теперь проследим за пропорциями в соотношении частей: средняя часть лёгкая, воздушная, значительно сжата по сравнению с крайними частями.
Ученик: показывает регистровые контрасты, смену размера от плавного текучего (9/8) к более лёгкому и подвижному (6/8). Средняя часть (Piu mosso), нонаккорды в терцовом и тритоновом соотношении подготавливают переход к репризе.
Педагог: Проследим «разлив лирики» в репризе.
Ученик: исполняет краткую и сильную кульминацию темы. Она звучит как выражение полного, восторженного чувства.
Педагог: интересен конец «Ноктюрна». Интенсивное развитие мелодии переводится в сферу красочных созвучий (секвенция на линой цепи хроматических нисходящих септаккордов). «Трельный» мотив неожиданно набегает тогда, когда слух ждет появления начального наигрыша. Уже лишенный гармонической красочности, с грустным повтором — «эхо» (на полтона ниже), он звучит как далёкий отзвук.
Педагог: исполняет конец «Ноктюрна».
Педагог: Выдающийся психолог
Воображать — это преображать.
- 8590 просмотров