Урок по самопознанию в 4 классе на тему «Природа — источник жизни»
Раздел: Как прекрасен этот мир!
Цель: расширять представление о ценности природы как источника жизни.
Задачи:
- углублять знания о том, что человек — это часть природы;
- развивать умения ценить красоту природы, понимать ее, заботится о ней;
- воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.
Методы: рассказ, беседа, работа с книгой, практическая работа.
Ресурсы: музыкальный материал, видеосюжеты времен года, репродукции картин.
Круг радости:
Руку дружбы протяните, (подать руку соседу справа и слева)
В глаза друг другу посмотрите, (повороты головой в стороны)
Пусть любовь в сердцах всегда звучит, (приложить руку к сердцу)
Природа всех объединит! (взявшись за руки, поднять вверх)
Беседа:
— Могут ли растения и животные общаться с человеком?
— Как люди понимают их язык?
— Может ли природа исцелить человека?
Цитата урока:
-
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев.
— Cогласны ли вы с поэтом, что у природы есть душа? Почему?
Работа с книгой:
Чтение рассказа Юрия Дмитриева «Что такое лес?». Работа по вопросам к тексту.
Практическая работа: eчащиеся разбиваются на группы по временам года, составляют коллаж. По окончанию работы необходимо доказать преимущество времени года, при этом можно использовать стихи.
Минутка тишины:
Под музыкальное сопровождение учитель читает рассказ Э. Шим «Лесной звон».
— Сядьте удобно. Закройте глаза. Попробуйте представить услышанное.
— О чем вы подумали, слушая рассказ?
— Какую картину представили?
— Посмотрите, как разные художники передают красоту природу в разные времена года.
— Что объединяет все эти картины?
Творческая деятельность:
— Нарисуйте, увиденный вами уголок природы, передайте свое отношение к ней.
Домашнее задание:
Подготовить инсценировку «воображаемого диалога»
- дерево и птица
- море и рыба
- ветер и облако
Отразить в диалоге тревогу за сохранность окружающей среды, ее обитателей.
Круг «От сердца к сердцу»
Чтение стихотворения учителем.
-
Человек, хоть будь он трижды гением,
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны от вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растений.
С. Маршак
Заканчиваем урок фразой: «Я думаю, что природа наделила меня »
- 27006 просмотров